Архитектор Петер Беренс, фотография

Петер Беренс / Peter Behrens (Beherens)
1868-1940 гг.
Германия

Биография

Великий немецкий архитектор, художник-конструктор, график. Один из основоположников современной европейской архитектуры и технической эстетики. Ведущий мастер немецкого Веркбунда, основатель Мюнхенского Сецессиона.

«Архитектура служит двум идеалам: практицизму и красоте».

В 1886–89 посещал живописные классы в школе искусств в Карлсруэ и Дюссельдорфе. В 1893 стал основателем Мюнхенского Сецессиона. Его ранние работы создавались под влиянием Ар-нуво и Югенд-стиля. После поездки в Италию (1896) Беренс обратился к проблемам индустриального производства, а в 1899 его пригласили в Дармштадтскую колонию молодых художников, в которую входили архитектор Йозеф Мария Ольбрих, художники Вольф Губер, П. Бюк, Xанс Христиансен, скульпторы Л. Хабах и Р. Босельт, стремившиеся установить связь между различными видами искусств. В 1900 Беренс опубликовал брошюру-манифест «Праздник жизни и искусства», где пропагандирует «современную эпоху» с ее «серьезными потребностями» и «полезными ценностями». В это время Беренс выполнил проект собственного дома, в котором наблюдается влияние Ван де Вельде и Макинтоша. По рекомендации Матезиуса Беренс был назначен деканом Дюссельдорфской школы искусства (1903–07).

В этот период Беренс начал работать как профессиональный архитектор. Он построил ряд частных домов, таких как Обенауэр Хауз, в котором отразилась рационалистическая тенденция в его творчестве.

В 1907 был основан немецкий Веркбунд — объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников, выступивший впоследствии под лозунгом «Новая вещественность». В его состав сначала вошли 12 независимых художников, включая Петера Беренса, и 12 ремесленных фирм. Вся последующая деятельность Беренса неотделима от Веркбунда и Всеобщей компании электричества (АЭГ).

В 1907 П. Беренс был приглашен главой этого крупнейшего электропромышленного концерна Германии Вальтером Ратенау на пост художественного директора АЭГ. Для компании Беренс разработал общий стиль проектирования и дизайна. Он построил для концерна АЭГ ряд промышленных сооружений, включая монументальную турбинную фабрику (1908–09), явившуюся первым немецким зданием из стекла и бетона, завод (1910), фабрику по производству небольших моторов (1910–11), жилые дома для рабочих АЭГ в Хенингсдорфе (1910–11). В 1908 Беренс опубликовал эссе «Что такое монументальное искус-ctbo», где стремился обосновать понятие монументальности. В это время Беренс строит здания в неоклассическом стиле, которые ему заказывали клиенты, примером которых может служить здание немецкого посольства в Петербурге (1911–12). Выставка Веркбунда 1914 года показала, что многие архитекторы прибегнули к интерпретации неоклассических традиций.

После войны 1914 года Беренсу пришлось изменить свои взгляды. Он отказался от неоклассицизма и «оставил попытки создать архитектурные символы индустриальной эпохи». Архитектор обращается к формам Средневековья. Работы Беренса второй половины 20-х несут в себе уже черты Ар-деко.

В 1922 Беренс был назначен директором школы архитектуры в венской Академии архитектуры. Здания, которые он запроектировал в данный период, могут быть классифицированы как немецкий экспрессионизм. В 1936 Беренс стал возглавлять отделение архитектуры в прусской Академии искусств (до 1940). Во время нацистского режима Беренс запроектировал немецкое посольство в Вашингтоне (не осуществлено) и выполнил несколько проектов для плана реконструкции Берлина 1939 года, разрабатываемого под руководством Альберта Шпеера.

Профессор, член Германского архитектурного совета. Активный представитель Дармштадтской колонии художников. Автор шрифтов «курсив Беренса», «антиква Беренса».

Петер Беренс внес огромный вклад в архитектуру XX века. Он стоял у истоков современной архитектуры и имел большое влияние на современных архитекторов, особенно между 1900 и 1914. Среди выдающихся учеников Беренса были Ле Корбюзье (работал в ателье Беренса в 1910–11), Вальтер Гропиус (1907–10) и Мис ван дер Роэ (1908–11).

Поэтому Петера Беренса по праву можно представить в роли лидера индустриального искусства и — одновременно — одного из пионеров действительно современной западной архитектуры XX века.

Постройки

Название Место Время Подробности
Проект собственного дома Дармштадтская художественная колония (Германия) 1901
Павильон Германии на Международной выставке в Турине Турин (Италия) 1902
Выставочный павильон в Ольденбурге Ольденбург (Германия) 1905
Общий стиль корпорации АЭГ (от архитектуры зданий и дизайна точек продаж, до изделий и упаковки) с 1907
Крематорий в Хагене Хаген (Германия) 1906
Обенауэр Хауз О́берхаузен (Германия) 1921-25
Два корпуса завода «Унион» — ныне ВЭФ Рига (Латвия) 1912-14 вместе с Ф. Шеффелем и Ф. Зейберлихом
Турбинная фабрика АЭГ Берлин (Германия) 1908–09
Фабрика высоких напряжений АЭГ Берлин (Германия) 1910
Фабрика по производству небольших моторов 1910–11
Жилые дома для рабочих АЭГ Хенингсдорф (Германия) 1910–11
Здание немецкого посольства в Петербурге Санкт-Петербург (Россия) 1911–12
Администрации концерна Маннесмана Дюссельдорф (Германия) 1911–1912
Офисные здания концерна IG Farben Франкфурт (Германия) 1920-25
Завод в Хехсте Хёхст (Германия) 1925-26
Завод в Линце Линц (Австрия) 1932-36
Немецкое посольство в Вашингтоне проект не осуществлен
Проекты для плана реконструкции Берлина 1939 не осуществлены