Архитектор Ээро Сааринен, фотография

Eero Saarinen
1910–1961 гг.
США
Яркий представитель функционализма

Биография

Родился в Финляндии в городе Киркконумми. Его отец – выдающийся финский архитектор и градостроитель, основоположник направления национального романтизма в архитектуре северных стран конца XIX – начала XX века. Его мать была скульптором. В юности в душе Саарена шла борьба между привязанностью к архитектуре и влечением к скульптуре. Сначала он решает стать скульптором и в 1929 году едет учиться в Париж. Через год он меняет решение, возращается в США, куда в 1923 году переехала его семья на постоянное местожительство, и поступает на архитектурный факультет Йельского университета, который оканчивает в 1934 году. Затем на два года уезжает в Европу, где знакомится с новейшими архитектурными направлениями. В США возвращается убежденным сторонником функционализма. Однако, работая в мастерской отца и уважая его верность творческим принципам традиций финской архитектурной школы, Сааринен сначала подавлял свои симпатии к новейшей архитектуре. Только участвуя в конкурсах, он имел возможность осуществлять свои творческие принципы.

Первый успех принесла ему победа в конкурсе на памятник Джефферсону в Сант-Луисе в 1949 году, где он был удостоен первой премии. Проект был осуществлен в середине 60-х годов.

После смерти отца в 1950 году Ээро возглавляет его мастерскую, резко меняя творческую направленность ее работы. Его жизнь, к сожалению, оборвалась преждевременно в 1961 году. Но за это десятилетие он сумел создать много ярких проектов, которые не все были осуществлены при его жизни.

Карьера Сааринена начинается со строительства технического центра компании «Дженераль моторс» в Детройте (1951-55). Комплекс занимает площадь в 150 га и состоит из 25 сооружений разного функционального назначения, выполненный в стекле и металле. Это первый крупный ансамбль в мировой архитектуре, выполненный в лучших традициях функционализма, с учетом его американской разновидности – школы Миса ванн дер Роэ.

В дальнейшем в творчестве Сааринена на первое место выходят проблемы поиска формообразования в архитектуре. И здесь большое значение имело его увлечение и занятие скульптурой.

Следующая крупная работа Сааринена — аудитория Массачусетского технологического института (1955). Здесь же в 1955 году по проекту Сааринена сооружена капелла – молитвенное сооружение для разных вероисповеданий, выполненное в виде глухого кирпичного цилиндра.

Следующей большой работой Сааринена стал хоккейный стадион Йельского университета, строительство которого было окончено в 1958 году. Сааринен считал это сооружение самым значительным из осуществленных проектов. Большую роль в архитектурном замысле играет конструкция – железобетонная арка, по обе стороны которой протянуты тросы висячего перекрытия. Как писал сам Сааринен, «конструкция логически и последовательно развивается во всех частях сооружения. Смело подчеркнув, мы довели ее до предельной выразительности».

В дальнейшем в творчестве Сааринена – этот один из основных принципов Современного движения – откровенное выявление конструкций наряду с функциональной целостностью сооружения занимает ведущую роль. В двух последних работах – проекты аэропорта в Нью-Йорке и аэродрома близ Вашингтона, спроектированных в 1958, а построенных уже после его смерти, — полностью реализованы принципы, которым архитектор следовал в своем творчестве.

Администрация США заказала Сааринену проекты посольства в Осло и посольства в Лондоне. Эти здания должны были находиться в окружении старой застройки, в Осло – даже напротив Королевского дворца. Надо был создать современные архитектурные формы, гармонирующие с ансамблем старой застройки. Эти задачи были успешно решены Саариненом. Другая работа в том же ключе – проектирование здание колледжа Йельского университета — была решена Саариненом уже по принципу адаптации к окружающей среде застройки путем некоторой архаизации внешнего облика здания. В последние годы жизни Сааринен все большее внимание уделял вопросам связи архитектуры с природой.

Наиболее органичного включения здания в природный ландшафт он достиг в одной из своих последних работ – проекте административного комплекса фирмы «Джон Дир Компани» (1964). Здание расположено в живописной местности поперек неглубокого оврага и как бы является своеобразным мостом. Галереи связывают его с окружающей природой.

Вершиной творчества Сааринена было 38-этажное здание радиотелевизионной компании «Колумбия Бродкастинг» в Нью-Йорке (1965). «Я его хотел создать вросшим в землю и вертикальным». Сааринен искал «форму, которая выражает творческий и динамический дух электронных средств связи». В решении архитектурной задачи он шел от образа сооружения.

Творческая жизнь Сааринена была недолгой, но необычайно яркой. Он не создал своей архитектурной школы. Но оставил после себя целый ряд великолепных шедевров современной архитектуры. Недаром Мишель Роган – известный французский искусствовед – считал его «следующей величиной после Гропиуса и Мис ванн дер Роэ» и называл «последним Великим» в американской архитектуре.

Постройки

Название Место Время Подробности
Памятник Джефферсону в Сант-Луисе Сант-Луис (США) 1949 победил в конкурсе, проект был построен в середине 60-х
Технический центр компании «Дженераль моторс» в Детройте Детройт (США) 1951-55
Капелла Гарвардского университета в Кембридже, штат Массачусетс Кембридж (США) 1955
Аудитория Массачусетского технологического института Кембридж (США) 1955
Хоккейный стадион Йельского университета Нью-Хейвен, Коннектикут (США) 1958
Аэровокзал компании TWA в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке Нью-Йорк 1962
Аэропорт им. Даллеса близ Вашингтона Вашингтон 1962
Посольство США в Лондоне Лондон 1960
Посольство США в Осло Осло (Норвегия)
Комплекс общежитий Йельского университета Нью-Хейвен, Коннектикут (США) 1962
Здания компании CBS в Нью-Йорке Нью-Йорк 1964
Административный комплекс фирмы «Джон Дир Компани» США 1964
Здание радиотелевизионной компании «Колумбия Бродкастинг» Нью-Йорк 1965