Дом-мастерская Константина Мельникова / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Дом-мастерская Константина Мельникова

Название:
Местонахождение: Москва (Россия)
Создание: 1927 - 1929 гг.
Стиль: Советский конструтивизм
Архитектор(ы): Константин Мельников

Описание

Концепция и конструктивные решения

По словам самого Мельникова, суть его дома состоит в «равноценности и равномерности напряжений, света, воздуха и тепла».

Экспериментальный дом-мастерская в Кривоарбатском переулке в Москве спроектирован и построен в 1927-1929 годах архитектором для себя и своей семьи: жены Анны Гавриловны и детей-школьников — Людмилы и Виктора. В этом доме Константин Мельников прожил вплоть до своей смерти 45 лет.

Мечта о собственном доме совместилась с идеей показательного дома по «системе Мельникова», которую архитектор предлагал для применения в массовом строительстве.

Два цилиндра разной высоты — 8 и 11 метров — на одну треть врезаны друг в друга. Вместе они создают объемно-пространственную композицию, в плане — «восьмерку». При строительстве была использована особая узорчатая кладка стен с шестиугольными проемами, что позволило почти в 2 раза уменьшить расход кирпича. Половина из 128 шестиугольных проемов использована как окна, остальные заложены при строительстве дешевым изолятором — смесью песка и глины.

Деревянные перекрытия-мембраны между этажами обеспечивают упругость конструкции и перекрытие пространств диаметром 9 метров без колонн и балок.

Внешние стены толщиной почти 70 см выполняют роль колонн, равномерно распределяя всю нагрузку.

В доме до сих пор функционирует остроумная система воздушного отопления, разработанная самим Константином Мельниковым. Через решетки на уличном фасаде свежий воздух попадает в калориферную камеру, находящуюся в подвале. Нагретый в ней воздух по сложной системе отопительных каналов — вертикальных и горизонтальных — растекается по всем помещения дома.

Описание

С Кривоарбатского переулка посетителей встречает выразительный симметричный фасад с витражным остеклением и надписью рельефными буквами по бетону «КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ АРХИТЕКТОР».

Первый этаж предназначен для повседневных нужд семьи (столовая, кухня, ванная, туалет, комнаты детей, гардеробная, комната хозяйки), на втором этаже находится гостиная, освещенная одним окном-витражом (4×5 метров) и спальня, на третьем — мастерская, еще выше — крыша над гостиной — открытая терраса.

Первый этаж

Все помещения первого этажа относительно невысокие — 2, 65 метра. Поскольку весь этаж поделен на небольшие помещения, закругление стен дома здесь почти незаметно. Столовая является частью сложного пространства, плавно перетекающего в коридор и далее — в кухню. Небольшие комнаты для школьных занятий имеют необычную форму в виде секторов круга. На потолке в них нарисованы крупные геометрические фигуры, — синий и желтый треугольники — обозначающие комнаты мальчика и девочки.

Два отверстия в стене коридора — это воздушные телефоны для общения с мастерской и с посетителями за оградой дома. Рядом с ними находится необычная дверь, закрывающая поочередно два дверных проема. Использование такой конструкции в тесном пространстве позволило архитектору решить вопрос отделения «повседневного» первого этажа от входа на лестницу, ведущую на второй «парадный» этаж, и от неотапливаемой прихожей.

Гостиная

Гостиная — это 50-метровое пространство с высотой потолков почти 5 метров и гигантским окном-витриной от пола до потолка. Открывающиеся внутрь рамы окна обеспечивают эффект полной интеграции гостиной с внешним миром.

Нависающий над гостиной выступ цилиндра мастерской позволяет ощутить масштаб и красоту этого пространства и в то же время психологически адаптироваться к нему после подъема по узкой лестнице. Единственное восьмиугольное окно на глухой западной стене гостиной когда-то пропускало в дом лучи заходящего солнца, отраженные от куполов церкви Николы в Плотниках. Рядом с окном — необычная, «супрематическая» по форме печь, сложенная самим Мельниковым во время войны.

Спальня

Спальня изначально была общей для взрослых и детей. Кровати-подиумы «вырастали» из пола, больше никакой мебели в комнате не было. Кровать родителей была отделена от кроватей сына и дочери только ширмами-перегородками, существующими и сейчас. Стены, пол и даже подиумы для сна — все было покрыто шлифованной штукатуркой медно-золотистого цвета, а все возможные углы помещения скруглены.

«… Одну треть жизни человек спит. Если взять 60 лет — 20 лет сна; 20 лет путешествий в область загадочных миров без сознания, без руководства, касаясь неизведанных глубин, источников целительных таинств, а может быть — чудес, да, может быть, и чудес».

Оригинальная отделка спальни и кровати утрачена, после того как из-за взрыва немецкой бомбы в июле 1941 года дом остался без оконных стекол.

После войны оформление спальни изменилось в соответствии со вкусами жены архитектора, превратившей ее в свое личное пространство.

Мастерская и терасса

Мастерская — своеобразная вершина дома, пространство, которое архитектор спроектировал лично для себя. На трех уровнях стен мастерской расположено 38 шестиугольных окон. За счет кривизны и толщины стен обеспечивается рассеянный свет, необходимый для работы архитектору или художнику.

По лесенке можно подняться на внутренний балкон с выходом на террасу. На балконе находится небольшой стол архитектора — одно из любимых Константина Мельникова в доме.
Хотя по конфигурации, площади и высоте мастерская близка к гостиной (около 50 квадратных метров и 4,8 метров высотой), разная организация естественного освещения делают их непохожими друг на друга.

    Источники:

  • Смолина Н.И. "Традиции симметрии в архитектуре"  - М.: Стройиздат, 1990