Акрополь микенского Тиринфа / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Акрополь микенского Тиринфа

Название:
Местонахождение: 2 км от г. Нафплиона (Греция)
Создание: XIII век до н.э.

Архитектура Тиринфского замка и на его примере отличия материковых городов эгейского периода от построек Крита

В отличие от раскинувшегося на громадном пространстве Кносского дворца, дворец в Тиринфе представляет собой сравнительно небольшой, дважды перестраивавшийся, сильно укрепленный замок на вершине невысокого скалистого холма. Холм был обрамлен могучими стенами, имевшими 8 метров в толщину. Сложены они были из больших камней, достигавших 3 метра в длину.

К главному входу в крепость на восточной стороне холма вела широкая проезжая дорога, которая на довольно большом протяженш шла вдоль стены. Дорога была расположена таким образом, чтобы поднимавшийся по ней человек был обращен правым боком к стене. В силу этого шедшие на приступ неприятели несли большой урон от обстрела со стены, так как они не могли закрываться щитами, которые воины носили на левой руке. Пройдя главный вход, посетители вступал в неширокий проход, обрамленный с обеих сторон крепостными стенами, что позволяло защитникам замка успешно обороняться даже в том случае, если враги проникали через ворота. Этот проход, прегражденный вторыми воротами, вел к небольшой площадке, в глубине которой стояли «Большие пропилеи» — парадный вход, обрамленный колоннами с фасадных сторон. Через «Большие пропилеи» посетитель вступал в наружный двор, откуда через «Малые пропилеи» проникал в небольшой внутренний двор. На противоположной стороне от входа, в глубине внутреннего двора, находился фасад дворца, представлявшего собой небольшое, прямоугольное в плане продолговатое здание. Это здание разделялось на три части: обрамленный колоннами портик, переднее помещение — «продомос» и главный зал — мегарон, в центре которого помещался очаг, обрамленный четырьмя колоннами, поддерживавшими потолок, а над очагом в крыше было проделано отверстие, через которое выходил дым. Около внутреннего двора находилось два других дворика, меньших по размерам; к одному из них примыкали два здания, аналогичных по устройству дворцу, по сильно уступавших ему по размерам. Рядом с перечисленными постройками располагался ряд служебных помещений, в том числе особая ванная комната.

Стены дворцовых помещений были выведены главным образом из сырцового кирпича с деревянными прокладками. Для украшения стен, так же как и на Крите, применялась роспись.

Основное различие между зодчеством Крита и Пелепоннеса в том, что в первом случае мы имеем дело с большой постройкой со сложным запутанным планом («лабиринт»), с многочисленными внутренними дворами, световыми колодцами, вокруг которых группировались все помещения; во втором сравнительно небольшой сильно укрепленный замок заключает в себе несколько соединенных переходами дворов в глубине которых помещаются небольшие, примыкающие одна к другой постройки.

В критской архитектуре зодчий сосредоточивал свое внимание преимущественно на разработке внутренних частей здания, в Тиринфе же, наоборот, начинает проявляться интерес к наружному облику постройки, в особенности же к фасаду.

    Источники:

  • Альбом "Эгейское искусство" Г.Соколов Серия "Искусство стран и народов мира" Издательство Изобразительное искусство, Москва 1972
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
  • “Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D. Professor of ART AND ARCHAEOLOGY IN RINCETON UNIVERSITY New York THE MACVILLAN COMPANY 1909
  • Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура древнего мира / 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: “Архитектура-С”, 2008. – 512 с.; илл.