Республиканский театр оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Республиканский театр оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте

Название: Республиканский театр оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте (ru)
Местонахождение: Ташкент (Узбекистан)
Создание: 1943-1948 гг.
Архитектор(ы): Алексей Щусев

Архитектура театра

В первоначальном виде здание театра намечалось в очень большом масштабе, с вместимостью зрительного зала до 2 300 чел., и общим объемом в 184 000 м3. Вариант, принятый к осуществлению, значительно сокращен: вместимость зала снижена до 1 500 чел. и кубатура до 75 000 м3. Естественно, что и архитектура первоначального варианта более значительна.

В плане здание театра в виде сильно вытянутого прямоугольника. Главный вход открывается трехарочным порталом. Кассовый вестибюль с кассами в стороне от основного движения. Главный вестибюль с двумя обширными гардеробами имеет вид сквозного холла, открытого на всю высоту здания. Дальше идет аттриум с лестницами; лестницы парадны и хорошо освещены. Через нижнее фойе проход в зал. Зрительный зал, красивой подковообразной, почти круглой формы, урезанной порталом. Сильно выступающая авансцена частично перекрывает оркестр. Перед порталом две боковые игровые механизированные площадки. Места расположены партером и довольно крутым амфитеатром с двумя балконами. Архитектура зала значительна по принятому мотиву опоясывающей зал колоннады, но в верхней части несколько грузна и сложна. Сцена решена очень целесообразно, сценические карманы и помещение для декораций удобно поставлены. Сзади основной сцены расположена просторная арьерсцена хороших пропорций. Артистические помещения размещены близко от планшета с удобными площадками для ожидания. План компактен, с хорошим соотношением отдельных элементов и продуман во всех частях. Наружные боковые колоннады служат основанием для летних фойе.

Архитектура главного фасада очень пластична и представляет мощный трехарочнын портал с парными колоннами посередине и пилонами по бокам, украшенными барельефами. Венчающие скульптурные группы на фоне аттика хорошо завершают передний план. Удачна обработка стены за арками.

Боковой фасад интересен своей очень длинной арочной колоннадой, придающей зданию слегка восточный характер. Глухая сценическая стена этого фасада, пожалуй, излишне обогащена скульптурой.

В целом проект и по плану и по внешней архитектуре решен очень парадно и вполне отвечает и своему назначению и тому месту, какое театр должен занимать в ансамбле города.

Окончательный вариант значительно разнится от рассмотренного. Кассовый зал объединен с вестибюлем, гардеробы полузакрыты, лестницы решены скромнее, холл отсутствует. Зал в плане прямоугольный с дугообразной задней стеной. Места размещены партером с ложами позади и по бокам. Сцена оборудована значительно проще. Вместо карманов устроены декорационные склады. Артистические помещения расположены в отношении сцены менее удобно, нежели в рассмотренном варианте. В целом план решен очень компактно. Кубатура здания значительно сокращена по сравнению с первоначальным вариантом. Внешняя архитектура в основном сохранилась.

    Источники:

  • Г. Б. Бархин "Театры" Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.
  • «История Советской архитектуры. 1917-1958 гг.» Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. Москва 1962 г.