Театр Фарнезе в Парме / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Театр Фарнезе в Парме

Название:
Местонахождение: Парма (Италия)
Создание: 1618-1619 гг.
Архитектор(ы): преположительно  Джованни-Батиста Алеотти
Основатель/Заказчик: герцог Рануччо I Фарнезе ди Порто

Архитектура театра

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

До нас дошел один из замечательных итальянских театров XVII в. — театр в Парме. Автор этого театра точно не установлен. Одни полагают, что театр принадлежит Палладио, другие приписывают его Баттисто Магнани и художнику Линелло Спада, третьи утверждают, что театр построен Батисто Алеоти Аргенто по поручению герцога Анунчио Фарнезе из Пармы. Последнее предположение наиболее вероятно. Театр был начат в 1618 г. и закончен в 1619 г., но открытие его состоялось лишь в 1628 г. В 1690 г. этот теато был расширен и удлинен, так что в нем помещалось 4 000 чел., а по некоторым указаниям даже до 12 000 чел. Театр помещался в первом этаже одного из крыльев герцогского замка и по его форме можно заключить, что он занял помещение галереи.
Пармский театр является единственным примером такого типа в Италии  и, несомненно, лучшим театром Италии XVII в.
План амфитеатра и прием обработки портала сиены носят еще следы античных традиций.
Зал представляет в плане прямоугольник с полукруглой частью сзади. Длина зала от портала до задней стены (за второй колоннадой) 49 м. ширина 32,5 м\ ширина просцениума 25 .и; глубина до портального отверстия 5 м. Расстояние от портала до торцовых стенок, заканчивающих амфитеатр, 13,5 м. Ширина средней площадки 18 м.
Сцена не намного приподнята над уровнем пола. Средняя часть зала занята удлиненной заканчивающейся полукругом площадкой, в некоторой степени напоминающей античную орхестру. Эта площадка окружена довольно высоким (около 3,5 м) цоколем, заканчивающимся балюстрадой. Вдоль боковых стен и сзади по полукругу поднимаются амфитеатром 14 рядов скамей. Последний ряд окружен колоннадой. Плоская колоннада боковых стен переходит в задней части в двойную полукруглую открытую колоннаду. В углах за вторым рядом колонн две открытых лестницы, поднимающиеся снизу на уровень верхнего яруса, подобно лестницам театра Олимпико.
Между колон надной обработкой боковых стен и просцениумом оставлен разрыв, заполненный в нижней части отдельным плоским порталом, увенчанным конной фигурой. Для подъема с центральной площадки на уровень балюстрады сделаны две узкие криволинейные в плане лесенки. Аркада двухярусная, очень напоминающая базилику Палладио в Виченце: те же ордера — дорический с триглифами на фризе внизу и ионический, заканчивающийся балюстрадой со статуями, вверху, с теми же сквозными кружками по сторонам полукруглых архивольтов.
Вероятно, идентичность обработки стены зала с архитектурой базилики дала повод к предположению, что автором театра в Парме был Палладио. В действительности, здесь чисто внешнее заимствование или случайное совпадение мотива, так как никакого более глубокого принципиального сходства в композиции театра в Парме и театра Олимпико нет.
Сцена в передней части, или вернее просцениум, в Пармском театре по пропорциям, а отчасти и по приему обработки портальной стены, еще напоминает античную сцену, но вместо трех дверей в стене здесь впервые появляется относительно узкий портальный проем (12.5 м). за которым открывается двойная очень глубокая сцена с кулисными декорациями. Общая глубина сцены 22 м, Таким образом, сходство сцены театра в Парме с античной только кажущееся. По существу же Алеоти своей глубинной сценой, открывающейся в зал через узкий портальный проем, с применением уходящих кулисных декораций, начинает новую эпоху в устройстве театральной сцены; глубинная сцена вместе с появившимся вскоре ярусным залом становится на протяжении нескольких сот лет господствующей формой европейского театра.
Гораздо больше от античного заключает зал с амфитеатром мест вокруг средней площадки.
Архитектура портала, как и весь зал в театре Алеоти, совершенно иная, нежели в театре Палладио. Здесь нет удивительной гармонии, какой проникнута архитектура театра Олимпико. Наоборот, портал и аркада стен резко различаются по масштабу. Ниши со статуями мелковаты по отношению к огромным колоннам, во всю высоту зала украшающим портал. Нет никакой увязки между двухярусной аркадой стен и архитектурой портала. Самые разрывы в декорации стен между авансценой и амфитеатром вызваны отсутствием единства в характере и масштабах архитектуры. И все же театр в Парме в архитектурном отношении является одним из лучших произведений своего времени. Величие и грандиозность выражения, превосходно законченный аркадой амфитеатр и величественный портал настолько значительны, что заставляют забывать об отсутсвии единства. Необыкновенно нарядный портал с разбросанными небольшими скульптурными фигурами представляет обрамление сцены, редкое по своей пластичности, живости, соответствию теме.
После античных римских сцен портал и вся архитектура зала в Пармском театре являются прекраснейшим образцом театральной архитектуры.

    Источники:

  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.