Храм неба в Пекине или Храм молитвы на Годовую жатву
Загрузить чертежи:
Китайцы, традиционно обожествлявшие природные силы, стремились найти путь к совершенной гармонии между зданием храма и окружающим его ландшафтом. Расчет пропорций и определение места для строительства согласовывались с учением о священных числах, родившимся из наблюдений за чередованием дня и ночи, сменой времен года, циклами движения светил. Ориентация фасада, оформление входа и решение других архитектурных задач подчинялись правилам фэн-шуй («ветер-вода» ) – учения, которое исходило из представлений о распределении жизненной энергии в природе: особое значение придавалось взаиморасположению камней, рек и гор.
Место для храма выбирали с помощью магнитного компаса. Еще с VIII века китайцы использовали компасы при планировании городской застройки; позднее эти приборы нашли применение в навигации. Компас выявлял благоприятные воздействия факторов фэн-шуй, позволяя учитывать периодические изменения полярности магнитных полюсов.
Храм Моления об урожае входит в ансамбль храма Неба в Пекине (сооружен в 1420 году, перестроен в 1530 и 1889 годах). Это был центр церемоний, подтверждающих властные полномочия императора («сына Неба») и его право обращаться к богам с молитвой о ниспослании благополучия и хорошего урожая. Структура храма, его трехступенчатая платформа, весь план ансамбля символичны и тщательно продуманы. По замыслу строителей расположение храма и его облик призваны олицетворять гармонию священных сил Земли и Неба.
Архитектура храма неба
- Ансамбль. В ансамбль храма Неба входят три основных строения: алтарь Молитвы небу, храм Небесного свода и храм Моления об урожае. Все они расположены на одной оси.
- Платформа. Храм возведен на трехступенчатой круглой беломраморной платформе высотой 8 метров. Орнамент балюстрад и число плит символизируют союз Неба и Земли.
- Вход в храм. Вход располагается с южной стороны. К нему вел мраморный панду («аллея духов»), завершающий путь длиной 4,8 км от Запретного города к священному алтарю.
- Орнамент фриза. Фриз и подкровельные кронштейны украшены узорами в виде фениксов и драконов – властелинов огня и воды. Их взаимодействие уравновешивало силы инь и янь. Дракон считался символом удачи, а феникс, возрождающийся из пепла, олицетворял бесконечность.
- Верхний ярус. Конструкция крыши, перекликающаяся с круглыми в плане террасами платформы, символизирует Небо, Землю и времена года.
- Священное число. Нечетное число 3 символизирует активное мужское начало – янь. Поэтому храм стоит на трехступенчатой платформе, а венчает его трехъярусная крыша. Высота храма – 38 метров, диаметр – 30 метров.
- Символика конструкции. Конструктивную основу храма составляют 3 концентрических ряда деревянных колонн: 4 огромные красные колонны (18 метров высотой), символизируют 4 времени года; 12 средних колонн – 12 месяцев, а 12 золоченных колонн – 12 двухчасовых отрезков времени суток.
- Мраморный пандус. Пандус из белого мрамора покрыт рельефным узором с изображением дракона в облаках. Он расположен с южной стороны храма. Над пандусом в паланкине слуги приносили императора.
- Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. - М.: Мол. гвардия, 1990.
- Всеобщая История Искусств, том второй Искусство Средних веков “ИСКУССТВО”, Москва, 1961