Приена / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Приена

Название:
Местонахождение: (Турция)
Создание: в середине IV в. до. н.э.  город был перенесён вглубь материка от побережья, где был основан в XI в. до н. э. Эпитом
Основатель/Заказчик: Эпит

Архитектура города

Приена находилась в западной части Малой Азии; это был небольшой городок, в котором обитало всего лишь несколько тысяч жителей. Город этот начал заново отстраиваться во второй половине IV в. до н. э. Он состоял из акрополя, находившегося на высоком круто поднимающемся холме, и расположенного у его подножья поселения, обнесенного крепостными стенами (нижний город). Нижний город имел правильную планировку, прямые улицы пересекались под прямыми углами, образуя правильные кварталы. Главная улица, протянувшаяся с востока на запад, пересекала город. По середине этой улицы находилась прямоугольная в плане, обнесенная колоннадами площадь, около которой располагалась многочисленные общественные постройки, храмы, правительственные дома, гимнасий (место для гимнастических упражнений), театр.

В числе этих зданий был храм Афины, построенный еще около 334 г. до н. э. архитектором Пифеем и представлявший собой небольшой (длина около 22 м) ионический периптер, имевший с фасадных сторон по шести и с продольных по одиннадцати колонн. В антаблементе фриз отсутствовал, зато храм отличался богатыми декоративными украшениями карнизов, водосточных желобов и других частей.

Недалеко от храма Афины находился экклесиастерий — место народных собраний. Экклесиастерий был сооружен, по-видимому, в III в. до н. э. Это была прямоугольная в плане постройка, вмещавшая до 500 человек. С одной из сторон находились места для магистратов, с трех других — мраморные скамьи для граждан, уступами поднимавшиеся вверх. Эти скамьи были расположены параллельно стенам.

Большой интерес представляют приенские дома, дающие представление о жилищах раннеэллинистического времени (III в. до н. э.). Снаружи эти дома обнесены глухими стенами без окон. Входная дверь ведет в узкий проход, по которому можно проникнуть в открытый внутренний двор; по сторонам двора располагаются все помещения. Ввиду отсутствия окон свет проникает в них только через двор. Главная комната имеет выходящий на двор колонный портик, называющийся простадой. Против простады часто располагается крытое продолжение двора (экседра).

    Источники:

  • Т. Саваренская “История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды”. Москва. Стройиздат. 1984 г.
  • “Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D. Professor of ART AND ARCHAEOLOGY IN RINCETON UNIVERSITY New York THE MACVILLAN COMPANY 1909