Площадь Капитолия в Риме
Архитектура Капитолия
Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ
В 1546 году семидесятилетний Микеланджело приступает к перестройке римского Капитолия, который за время Средневековья пришел в запустение и частично разрушился. Необходимо было его архитектурно оформить, и, как говорит Вазари, «придать соответствующий его назначению вид». Замысел Микеланджело в отношении Капитолия был претворен полностью в жизнь уже после смерти зодчего.
Римский Капитолий представляет особый интерес, так как является единственным архитектурным произведением с преобладающей открытой пространственной организацией. Сооружение характеризуется подчеркнутой центральной композицией, ясностью и последовательностью в общем архитектурно-плановом оформлении. Центром ансамбля служит в данном случае так называемый палаццо Сенатори, для которого зодчий спроектировал травертиновый фасад. На примыкающую к зданию площадку ведет двусторонняя лестница, которая вместе с башенкой, находящейся на здании, еще более подчеркивает центральную ось композиции. Слева и справа на открывающейся площади построены два одинаковых фасада — вернее, облечен новым фасадом существовавший палаццо Консерватори, и симметрично ему по другую сторону площади художник замыслил точно такой же палаццо (Находящийся напротив палаццо Консерватори палаццо Нуово (Капитолийский музей) был построен Джироламо Райнальди при папе Иннокентии X (1644—1655). Ранее, в 1598 г., Райнальди обновил палаццо Сенатори с некоторыми отступлениями от проекта Микеланджело. Мартином Лунги в 1579 г. перестроена старая башня). Оба здания — с лоджиями в первом этаже. Для входа на площадку служит широкая пологая лестница.
В центре площади поставлена античная бронзовая конная статуя Марка Аврелия, по обеим сторонам центральной лестницы помещены большие конные статуи. Лестницу дворца Сенатори украшает скульптура на мифологические сюжеты.
При сравнении палаццо Консерватори с более ранними произведениями Микеланджело (например, с фасадом церкви Сан-Лоренцо) заметен резкий сдвиг в сторону монументальности. В Сан-Лоренцо пропорции легки, изящны. В основу архитектурного приема положено стремление передать движение. Все элементы направлены ввысь, а равновесие достигается их напряжением. В палаццо Консерватори под тяжестью верхнего этажа тонкие колонки как бы прижимаются к широким пилястрам, проходящим по всей высоте здания. Массивность антаблемента, отягощенного балюстрадой, сковывает пилястры, как бы не дает им возможности проскочить вверх. Пилястры в достаточной мере нагружены. Зато в декоративных мотивах мастер дает полную свободу мягким округлым формам. Надоконные дугообразные фронтон-чики достигли своего предельного развития, причем необычайно выпуклый рельеф еще более усиливается тенями. С этой же точки зрения обращают на себя внимание ионические капители, примененные во дворце Консерватори. Капители утрированы, волюты их сильно загнуты, формы мягки и сочны.
- Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
- А.Э. Бринкман “Площадь и Монумент как проблема художественной формы” – Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, Москва, 1935