Собор в Дареме / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Собор в Дареме

Название: Durham Cathedral (en)
Другие названия: Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберта
Местонахождение: г. Дарем (Великобритания)
Создание: 1093 - 1133 гг.
Стиль: Романский стиль
Основатель/Заказчик: даремский епископ Вильгельма де Сен-Кале.

!—more—>

Собор в Дарме, хранилище мощей святого Кутберта, стоит на неприступном скалистом мысу над излучиной реки Уир, рядом с монастырем и замком. Выигрышное расположение и очень раннее время постройки собора (1093-1104 года) определило его облик, в котором ощущается норманнская мощь и пришедший в Британию романский дух. Благодаря широко почитаемой реликвии собор – сторожевая застава на севере Англии – процветал как центр христианского паломничества. Монастырь и замок усиливали стратегическую и военную собор на протяжении всего Средневековья, вплоть до периода роспуска монастырей в 1536-40 годах. Даремский собор – первая значительная постройка в Англии с полностью каменной кровлей.

Даремский собор относился к числу 30 английских церквей, обладающих правом предоставлять убежище преступникам. В стенах собора можно было провести в полной безопасности 37 дней. Если в течении этого срока беглеца не удавалось получить прощение, его изгоняли.

Архитектура собора

  1. Ребристый свод. Пологая полуциркульная арка соединена со стрельчатой, высота и пролет которой легко варьируются. Эта конструкция держит коньковый гребень, освобождая от нагрузки стены, в которых прорезан ряд окон, увеличивающих освещенность.
  2. Система опор. Давление свода распределяется между колоннами главного нефа и боковыми нефами. Скрытые в перекрытии бокового нефа ¼ арки и представляют собой  прообраз аркбутанов
  3. Стрельчатые своды. Стрельчатые своды, возведенные над его главным и боковыми нефами, представляют собой самый ранний из известных в Европе примеров ребристого перекрытия, которому суждено было преобразовать тяжеловесное каменное романское зодчество в наполненную светом, устремленную в небо и будто парящую в воздухе архитектуру готики. Массивный неф выглядит гармонично благодаря аркаде, прорезающей верхнюю часть стены, и высокому своду, поднятому на 22,2 метра. Колонны, украшенные резные нормандским орнаментом, придают особое, торжественное величие этому шедевру романской архитектуры.
  4. Галилейская капелла. Капелла была пристроена к собору в 1175 году. Опорой для ее деревянного перекрытия и аркады с 5 пролетами служат изящные пучки колонн из песчаника и мрамора. Простые капители колонн и покрывающий своды арок узор несут отпечаток романского стиля, но при этом легкость их конструкции изысканно контрастирует с монументальными формами нефа.
  5. Ребристый свод. Свод нефа представляет собой одну из самых ранних среди известных в архитектуре Европу форм ребристого перекрытия. Устремленные вверх, покрытые узорами ребра подпружных арок подчеркивают высоту нефа и в то же время придают конструкции ту легкость, которая получит  дальнейшее развитие в готических сводах.
  6. Поперечные арки. Ребра поперечной арки опираются на пучки колонн. Поперечные арки и пучки колонн выделяют в пространстве нефа несколько прямоугольных участков.
  7. Хор. Четыре пролета хора – пространства перед главным алтарем, расположенным в восточном конце центрального нефа, были завершены между 1093 и 1104 годами. В конце XIII века свод был реконструирован, поскольку эта часть  здания разрушилась.
  8. Сексиское зонирования. Тонкая полоска голубого мрамора, пересекающая неф по полу возле западной купели, обозначает границу пространства, куда в эпоху Средневековья допускались посещавшие храм женщины.
  9. Окно-роза. Большое окно-розу, расположенную высоко на восточном фасаде, добавил в XVIII веке английский архитектор Джеймс Уайатт. Под его руководством облик собора претерпел и другие изменения: так, лепные украшения с наружных стен здания был просто-напросто сбиты.
  10. Пучки колонн. Опорой для поперечных ребер служат колонны, соединенные в пучки. Они выглядят вспомогательными, но на самом деле именно на них, а не на круглые колонны направлено основное давление ребристого свода.
  11. Северный фасад. Вид на северный фасад, открывающийся со стороны Зеленого дворца, позволяет оценить протяженность нефа – его длина 143 метра. Готическая капелла Девяти алтарей и гробница св. Кутберта находятся в восточной части собора. Центральную башну завершили лишь в 1495 году, когда был завершен ее последний ярус. Башни, украшающие западный фасад, соседствуют с Галилейской капеллой, расположенной на краю отвесной скалы.
  12. Капелла девяти алтарей. Капелла (1242-80 года), где некогда хранилась рака с мощами св. Кутберта, находится в самой глубине нефа и образует дополнительный трансепт в восточной части собора. В период Реформации рака из зеленого мрамора с позолотой была уничтожена, однако мощи святого по-прежнему покоятся под полом капеллы.
  13. Западные башни. Собор стоит на скале – прочном естественном фундаменте. Башни на западном фасаде, примыкающие к Галилейской капелле, были возведены в XIII веке, однако в 1487 году, после того, как в собор ударила молния, их отстроили заново. Взметнувшиеся на высоту 44 метра, башни подчеркивают мощь и монументальность западного фасада, словно вырастающего из скалы.