Ангкор-Ват / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Ангкор-Ват

Название:
Местонахождение: Ангкор (Камбоджа)
Создание: XII в.

Город Ангкор в Камбодже – грандиозный комплекс храмов, дворцов, водохранилищ и  каналов – был столицей кхмерского царства IX-XIII веков. Разорительные набеги завоевателей опустошили Ангкор, и со временем его поглотили непроходимые джунгли.

Храмовый ансамбль Ангкор-Ват, окруженный искусственным рвом, стоит на колоссальном фундаменте. Территория, примыкающая к ансамблю, протянулась на 50 км с востока на запад. Ангкор-Ват расположен симметрично на трех уступах-террасах, поднимающихся к центральной башне 65 метров высотой. Каждую из террас обрамляют обходные галереи с колоннадами, соединяющими угловые башни.

Через ров по дамбе идет дорога, вдоль нее стоят каменные изваяния. Башни-храмы, господствующие в облике ансамбля, символизируют высший мир – обитель богов. Возможно также, что они связаны с культом земного царя-бога.  Но вероятней всего, кхемерские зодчие XII века возводили хамы в честь богов-прародитлей.

Хотя город Ангкор был покинут, храм еще долго продолжали посещать паломники – приверженцы буддизма и индуизма из Японии, Китая, Тайланда.

Творения кхмерских зодчих не только воплощают отвлеченные религиозные идеи, но и обнаруживают поразительную точность инженерных расчетов. Канал длиной 65 км представляет собой практически совершенную  прямую, а отклонение линии 3-километрового крепостного рва не превышает 5 см.

Детали храма и копии крупных фрагментов экспонировались на Парижской выставке 1867 года, открывшей миру неизвестную дотоле древнюю цивилизацию, совершенство творений которой сравнимо с достижениями античности и готики.

Архитектура комплекса

  1. Каменная кладка. Большая часть каменотесных работ производилась без соединений между рядами кладки. Такая кладка недостаточна прочна и быстро разрушается.
  2. Центральная башня. Самая высокая точка храма – вершина башни в центре третьей террасы. Внутри находится главное святилище. Расходящиеся крестом галереи соединяют башню с серединами сторон окружной галереи.
  3. Башни. кровли башен сделаны из уложенных ярусами каменных блоков-кронштейнов. Внутри блоки прямо на месте обрабатывались таким образом, чтобы возникало впечатление свода. Потолки кое-где были отделаны золоченными деревянными балками.
  4. Каменные конструкции. Все храмовые постройки выполнены из камня, стены украшены тщательно проработанными рельефами. Камены блоки-кронштейны и псевдокупола башен покрыты необычайно выразительными скульптурными изображениями из песчаника и вулканического камня. Кхмерские сооружения отразили переходную стадию развития техники строительства: кирпич и камень воспроизводят формы и приемы деревянного зодчества. Например, резьба на стенах имитирует бамбуковые ширмы.
  5. Нижние колоннады. Длинные колоннады образуют квадрат обходных галерей, соединяющих башни. на стенах галерей – рельефные изображения небесных танцовщиц – апсар и сцены из эпоса.
  6. Вода. Вода, поступающая из реки в храмовый ров, использовалась для орошений полей. Искусство строительства оросительных сооружений и повышения плодородия почвы способствовало процветания кхмерского царства.
  7. Дорога. К храмовому ансамблю по дамбе ведет широкая каменная дорога. С обеих сторон ее ограждает балюстрада, украшенная изображениями змей-нагов – традиционных персонажей индийской мифологии, связанных с мотивами жизнетворения.
  8. Храмгора. Поднимающиеся ярусами платформы, увенчанные центральной башней, — традиционная форма кхмерского храма, которая воспроизводит образ священной горы.Меру – центра вселенной по индуистским представлениям.
  9. Вопрос о влияниях. Французские археологи, первыми приступившие к реконструкции храма, стремились выделить в нем китайские и индийские стилистические заимствования, ошибочно считая достижения кхмерских строителей вторичными.
  10. Галереи. Своды галерей покрыты каменными блоками, имитирующими по форме черепицу.