Ангкор-Ват
Загрузить чертежи:
Город Ангкор в Камбодже – грандиозный комплекс храмов, дворцов, водохранилищ и каналов – был столицей кхмерского царства IX-XIII веков. Разорительные набеги завоевателей опустошили Ангкор, и со временем его поглотили непроходимые джунгли.
Храмовый ансамбль Ангкор-Ват, окруженный искусственным рвом, стоит на колоссальном фундаменте. Территория, примыкающая к ансамблю, протянулась на 50 км с востока на запад. Ангкор-Ват расположен симметрично на трех уступах-террасах, поднимающихся к центральной башне 65 метров высотой. Каждую из террас обрамляют обходные галереи с колоннадами, соединяющими угловые башни.
Через ров по дамбе идет дорога, вдоль нее стоят каменные изваяния. Башни-храмы, господствующие в облике ансамбля, символизируют высший мир – обитель богов. Возможно также, что они связаны с культом земного царя-бога. Но вероятней всего, кхемерские зодчие XII века возводили хамы в честь богов-прародитлей.
Хотя город Ангкор был покинут, храм еще долго продолжали посещать паломники – приверженцы буддизма и индуизма из Японии, Китая, Тайланда.
Творения кхмерских зодчих не только воплощают отвлеченные религиозные идеи, но и обнаруживают поразительную точность инженерных расчетов. Канал длиной 65 км представляет собой практически совершенную прямую, а отклонение линии 3-километрового крепостного рва не превышает 5 см.
Детали храма и копии крупных фрагментов экспонировались на Парижской выставке 1867 года, открывшей миру неизвестную дотоле древнюю цивилизацию, совершенство творений которой сравнимо с достижениями античности и готики.
Архитектура комплекса
- Каменная кладка. Большая часть каменотесных работ производилась без соединений между рядами кладки. Такая кладка недостаточна прочна и быстро разрушается.
- Центральная башня. Самая высокая точка храма – вершина башни в центре третьей террасы. Внутри находится главное святилище. Расходящиеся крестом галереи соединяют башню с серединами сторон окружной галереи.
- Башни. кровли башен сделаны из уложенных ярусами каменных блоков-кронштейнов. Внутри блоки прямо на месте обрабатывались таким образом, чтобы возникало впечатление свода. Потолки кое-где были отделаны золоченными деревянными балками.
- Каменные конструкции. Все храмовые постройки выполнены из камня, стены украшены тщательно проработанными рельефами. Камены блоки-кронштейны и псевдокупола башен покрыты необычайно выразительными скульптурными изображениями из песчаника и вулканического камня. Кхмерские сооружения отразили переходную стадию развития техники строительства: кирпич и камень воспроизводят формы и приемы деревянного зодчества. Например, резьба на стенах имитирует бамбуковые ширмы.
- Нижние колоннады. Длинные колоннады образуют квадрат обходных галерей, соединяющих башни. на стенах галерей – рельефные изображения небесных танцовщиц – апсар и сцены из эпоса.
- Вода. Вода, поступающая из реки в храмовый ров, использовалась для орошений полей. Искусство строительства оросительных сооружений и повышения плодородия почвы способствовало процветания кхмерского царства.
- Дорога. К храмовому ансамблю по дамбе ведет широкая каменная дорога. С обеих сторон ее ограждает балюстрада, украшенная изображениями змей-нагов – традиционных персонажей индийской мифологии, связанных с мотивами жизнетворения.
- Храм—гора. Поднимающиеся ярусами платформы, увенчанные центральной башней, — традиционная форма кхмерского храма, которая воспроизводит образ священной горы.Меру – центра вселенной по индуистским представлениям.
- Вопрос о влияниях. Французские археологи, первыми приступившие к реконструкции храма, стремились выделить в нем китайские и индийские стилистические заимствования, ошибочно считая достижения кхмерских строителей вторичными.
- Галереи. Своды галерей покрыты каменными блоками, имитирующими по форме черепицу.