Назначение Парфенона / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Назначение Парфенона

Античные греки придавали огромное значение утилитарному назначению искусства. Сократ сказал: «Красота — это польза».

Парфенон был хранилищем казны, государственным банком.
В казну богини Афины на акрополе стекались различные поступления: драгоценные металлические сосуды, доходы с земель, принадлежавших богине, части военной добычи, десятая доля из добычи серебряных рудников. В совокупности это составляло очень крупную сумму, которая и представляла собой государственный фонд. Казна Афины фактически находилась в распоряжении государства. Богиня была банкиром!

В Парфеноне находилась также главная статуя храма, изваяная другом Перикла, Фидием. Это была хрисоэлефантинная статуя, то есть статуя из золота и слоновой кости. К деревянной основе были прикреплены обнажённые части тела (лицо, руки, ноги) из слоновой кости, а одежда была изготовлена из литого золота. В дни крайней нужды разрешалось переплавлять золото статуи в монеты, с тем, чтобы вернуть богине её золотую одежду по миновании надобности. Можно представить, что было бы с этим золотом в нашем современном мире!

Назначение Парфенона как хранилища государственной казны требовало замкнутого, окружённого прочными стенами помещения, а также особого, отделённого от культовой части внутреннего помещения, где можно было безопасно хранить деньги и ценности. Этому требованию отвечала маленькая западная часть здания, потолок которой поддерживался четырьмя ионическими колоннами.

Название Парфенон можно перевести как «храм парфенос». Афина почиталась греками в двух ипостасях: богиня-воительница (промахос) и богиня-дева (парфенос). Статуя Афины-промахос стояла на акрополе, и блеск золотого наконечника её копья служил маяком для кораблей.

Другое назначение Парфенона заключалось в том, что это было культовое здание, тесно связанное с праздником Панафиней. Греки верили, что здание храма — это «дом божества». Это также требовало замкнутого помещения, в котором находилась главная культовая статуя.

В глазах античных греков пребывание человека в храме божества делало его священным. Это, наряду с прочными стенами и сильной охраной Акрополя, было дополнительным средством сохранения государственной казны. Попыток ограбления Парфенона в классическую эпоху не было.

Небольшое внутреннее помещение не могло вместить много народа. Народная масса во время процессий оставалась вне помещения и окружала  дом богини снаружи. Поэтому храм окружён со всех сторон колоннадой, которая расходится от закрытого помещения во все стороны и обращена к народу, стоящему вокруг. Колоннада — это как бы излучение вовне статуи божества.

Вместе с тем, наружная колоннада храма (храм, со всех сторон окружённый колоннадой, называется периптером) имела и утилитарное назначение: её наружные галереи (портики) являлись убежищем от палящих лучей солнца или от дождя. К галереям ведут ведут ступени искусственной платформы (крепиды), на которой стоит храм. На этих ступенях, высотой 50 см, можно было сидеть, как в театре.

Третье назначение Парфенона заключалось в том, что он был памятником. Это был памятник в двояком смысле. Он увековечивал победу греков над персами и с этой точки зрения был монументом победы, славы и утверждения завоёванной свободы и независимости греческого народа.

Вместе с тем Парфенон был памятником славы и величия Афинского государства и классической греческой культуры, как наивысшего достижения всей Греции.

Этот аспект назначения Парфенона вызвал необходимость так расположить здание, чтобы оно господствовало над городом и природой и было видно издалека. Парфенон сооружён на верхней площадке акрополя, на высоте 156 м над уровнем моря. Он виден не только из любой точки города, а и из прилегающих частей Аттики, с острова Саламина и даже с Эгины. Парфенон поставлен так, что его западная сторона обращена к Пниксу, на котором происходили народные собрания. Вид с Пникса на Парфенон очень эффектен.