Строительный материал и архитектурные конструкции Парфенона / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Строительный материал и архитектурные конструкции Парфенона

Основной строительный материал Парфенона — пентелийский мрамор, каменоломни которого находятся вблизи Афин в горном кряже Пентеликон.

Очень существенны изменения, которые претерпевает этот мрамор под действием солнечных лучей. В каменоломне он белый, по цвету похож на сахар. Поверхность камня — кристаллическая, малозернистая, прозрачная, так что глаз немного проникает вглубь, что придаёт камню своеобразную прозрачную фактуру. Благодаря тому, что внутри мрамора имеются микроскопические кусочки металла, а под действием солнечных лучей в нём развиваются микроскопические мхи, камень окрашивается на воздухе в золотисто-желтоватый цвет, очень красивый и придающий ему тёплый оттенок. Благодаря этому здание из этого мрамора приобретает на теневой стороне, обращённой на север, серовато-пепельный оттенок. Между этим оттенком и золотистой окраской южной стороны имеется множество постепенных переходов цвета.

Мрамор применён в Парфеноне в виде правильно отёсаных квадров. Начало геометричности, положенное в основу изготовления квадров, шумерского происхождения, они строили из глиняных кирпичей. Кирпичная кладка смотрится как одно целое; отдельный кирпич не имеет значения как самостоятельная художественная единица. Кирпичная кладка воспринимается общей поверхностью, расчленение которой на отдельные кирпичи вносит как бы вибрацию в облик здания. Греки позаимствовали эту идею у египтян, котрые применили его в грандиозных масштабах в пирамидах и храмах. В основной кладке пирамид встречаются квадры правильной геометрической формы, но они были скрыты оболочкой, которая была призвана создать впечатление огромной нерасчленённой массы. Поверхности пилонов в храмах египтян обрабатывались так, что преобладало целое, а отдельные камни имели только значение технических единиц.В пилонах не соблюдались вертикальные и горизонтальные швы между камнями, а форма камней было разнообразной.

Греческая кладка, в особенности в Парфеноне, основана на квадре, который представляет собой создание греческих зодчих. Правильный, геометрический квадр есть последняя неделимая часть кладки, её «атом».
Происхождение греческих квадров от кирпичной кладки подтверждается тем, что нижняячасть стены состоит из ортостатов — больших квадров. В период архаики стены строили из кирпича-сырца, и появлялась необходимость изолировать стену от почвенной влаги, поэтому нижнюю часть стены строили из камней, имевших бОльшие размеры, чем кирпич.

Дерево служило в Парфеноне для перекрытия частей внутреннего пространства. Остатков этих перекрытий, естественно, не сохранилось, но можно представить кассетированные деревянные потолки внутренних помещений на основании подражающих им каменных кассетированных перекрытий наружных галерей.

Основу конструктивной схемы Парфенона составляет стоечно-балочная система (колонны несут балки перекрытия).Существовали деревянные прототипы каменных колонн, они изображены на греческих вазах. В круглой форме каменных колонн сохранилось воспоминание о древесном стволе.

Своеобразна роль стены, отделяющей внутреннее помещение храма от наружных портиков. Она одновременно и несущая, и ограждающая конструкция — она несёт тяжёлое каменное перекрытие портиков и более лёгкое перекрытие внутренних помещений.

Каменная кладка Парфенона выложена насухо, но квадры связаны между собой по горизонтали железными скобами, залитыми свинцом, а по вертикали — штырями. Стволы колонн выложены из отдельных барабанов, около метра высотй. Они соединены друг с другом деревянными пробками. Квадры камня в стенах и барабаны колонн притёсаны только краями, середина оставлена грубо обработанной. Это позволяло более точно пригонять друг к другу отдельные квадры и экономить силу и денежные затраты на строительство.

В стоечно-балочной системе Парфенона сохранились элементы, напоминающие об её происхожднии от вертикально поставленных древесных стволов. Это архитрав, происходящий от от положенных на колонны деревянных балок. Триглифы представляют собой несущие элементы, пространство между которыми заполнено ограждающими метопами. Триглифы — это потомки торцов балок в деревянных перекрытиях. В Парфеноне сохранено представление о несущем характере триглифов и об ограждающем характере метоп. Не случайно фигурные композиции расположены именно на метопах, которые когда-то были полым пространством. Также скульптурные группы расположены в треугольном, в прошлом полом, пространстве фронтонов. Полочки (регулы) и капли (гутты) служат живым напоминанием о досках и деревянных шипах. Ну, и, конечно, кассетированный потолок, о котором уже упоминалось.