Открытый характер первой архитектурной картины Эрехтейона / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Открытый характер первой архитектурной картины Эрехтейона

Находясь в точке, откуда видна первая архитектурная картина Эрехтейона, зритель не может двигаться дальше на север, так как этому препятствует ограда дворика, расположенная на том месте, где почва круто обрывается вниз. Эрехтейон поставлен так, что его главная часть и вся его архитектурная композиция растянуты с запада на восток. Длинная южная сторона Эрехтейона обрамляет с севера общественную площадь между ним и Парфеноном, в центре которой в VI в. до н. э. был поставлен  Гекатомпедон — старый храм Афины и Посейдона, предшественник Эрехтейона. По этой площади проходил путь Панафинейской процессии, а также проходит путь всякого, кто идет от Пропилеев к главному, восточному входу в Парфенон.

Эрехтейон протяженностью своих наружных масс сопровождает путь от Пропилеев мимо Парфенона и связан с движением по этому пути с запада на восток. Все в Эрехтейоне располагает зрителя к движению вдоль его южной стороны. Его побуждает к этому представление о сложности внутренних пространств и расположение северного портика с главным входом, к которому можно приблизиться, только если обойти вокруг здания с востока. Первая архитектурная картина Эрехтейона образует «скользящую» композицию, направленную на юг и на восток. Южная колонна восточного портика играет роль непосредственной цели движения. Она ориентирует зрителя и образует узловую точку композиции, которая переводит от одной группы архитектурных картин к другой. При дальнейшем движении вокруг здания зритель глазом опирается на угловую колонну. Последняя представляет собой как бы шарнир, помогающий обогнуть здание. Аналогичную роль играет при дальнейшем движении зрителя северная колонна восточного портика, когда зритель огибает северо-восточный угол Эрехтейона.

Южная колонна восточного портика помимо ее формальной роли имеет также и смысловое значение первостепенной важности. Зритель угадывает на основании угловой колонны, что она представляет собой часть целого портика. Естественно возникает предположение, что это и есть главный вход в здание. Однако северный портик выступает вперед гораздо больше, чем восточный, и крупнее его. Поэтому зрителя не покидает мысль о том, что главный вход расположен именно в северном портике.