Форма должна соответствовать функции.
Американский архитектор и теоретик архитектуры, представитель чикагской архитектурной школы, один из пионеров рационализма и родоначальников архитектуры XX века.
Родился в Бостоне. Его отец, эмигрант из Ирландии, был скрипачом и танцмейстером. Последовательного образования Салливен не получил. В 16 поступил в первую архитектурную школу США, открытую в Массачусетском технологическом институте, но проучился в ней только год. В 1874 отправился в Европу, где посещал престижную в то время в мире Школу изящных искусств в Париже. В 1875 ему пришлось вернуться в Чикаго, где обосновалась его семья.
Он поступает на работу в одну из архитектурных фирм. В течение довольно непродолжительного времени меняет несколько мест работы до 1873, когда пришел в фирму «Фернс и Хьюитт». В этот период город отстраивался после громадного пожара 1871 года и для архитектора открывалось широкое поле деятельности. То было время начала строительства в Америке многоэтажных конторских зданий, прототипов будущих небоскребов, вошедшее в историю архитектуры созданием так называемой «Чикагскои школы».
Архитекторы Чикагскои школы применяли конструкцию нового типа — металлический каркас. Конструкция эта стала настолько существенной, что диктовала и выбор внешних форм. Значение Чикагской школы в истории архитектуры в том, что впервые в XIX веке был преодолен разрыв между конструкцией и формой, они были объединены в единое целое. Наиболее ярким представителем ее является Салливен, расцвет творчества которого совпал с расцветом Чикагской школы (1883–93).
В 1879 поступил в ателье талантливого инженера Д. Адлера и уже через два года стал его компаньоном. В 1883 организует в Чикаго свое бюро. Салливен взял на себя решение художественных проблем, Адлер занимался деловой и инженерной стороной их работы, планировкой зданий. Их содружество просуществовало до 1895.
Салливен был не только блестящим практиком, он разработал и теоретические основы рацноналистической архитектуры XX столетия. Он считал, что архитектура должна отражать свойства окружения, из которого вырастает. Каждое здание при этом должно выражать свою особую функцию, не отступая от истины в выражении не только назначения, но и конструкции. Завершением естественного развития формы должен стать орнамент. Эти положения изложены в его работах «Беседа в детском саду» (1901), «Автобиографии одной идеи» (1924) и статьях разных лет.
Первая крупная работа в Чикаго — Аудитооиум (1887–89), сыгравшая значительную роль в развитии архитектуры как с идейной, так и с технической стороны. Центр здания занимал театральный зал. При этом складывающиеся панели потолка позволяли увеличить его вместимость с 2,5 тысячи человек до 7 тысяч. По бокам здания размещались конторские помещения и отели. Решение фасада построено на арочной тематике. Очень интересно решены интерьеры: зрительный зал не отделен от фойе, а представляет с ним единое пространство; стены, потолок и ограждения лестницы декорированы прекрасными растительными орнаментами.
Рост стоимости земли в деловом центре городов Америки породил новый тип зданий — небоскребы. Изобретение пассажирского лифта и применение металлического каркаса способствовало развитию зданий в высоту. В высотных зданиях, спроектированных Салливеном, чувствуется стремление синтезировать законы композиции, идущей от традиций парижском Школы изящных искусств, с выражением новой каркасной и ячеистой структуры конторского здания.
Интересно сравнить здания Вейнрайт в Сент-Луисе (1891) и Гаранта в Буффало (1893). Фасады зданий декорированы богатым растительным орнаментом. В первом из них он покрывает горизонтальные подоконные вставки и верхний технический с большим выносом карниза. Во втором, более высоком и стройном по пропорциям, орнамент находится на вертикальных элементах стен. Значение вертикальных элементов в работах Салливена постенно усиливается. Он развивает пропорции здания строго вверх, наподобие готическим соборам.
Последней возможностью Салливена реализовать свои теоретические концепции было строительство в 1899-1906 универсального магазина в Чикаго (ныне — магазин Карсона, Пири и Скотта). По силе и чистоте линий это одна из лучших работ архитектора. На фасаде хорошо читается каркасная конструкция, подобно клетке замыкающая внутренний объем. В пропорциях выделены цокольная и завершающая карнизная часть здания, что характерно для всех работ архитектора.
Последние постройки Салливена невелики по объему. Это двухэтажные здания павильона Транспорта на Колумбийской выставке 1893 и Национальный фермерский банк в Оватонне в 1908, где Салливен создал лучший из своих интерьеров.
Деятельность Салливена, как практическая, так и теоретико-публицистическая, является выражением прогрессивных идей рубежа XIX–XX вв. Влияние Чикагской школы ослабло с наступлением волны эклектики в американской архитектуре. К 1900 году только Салливен оставался верен ее рационалистическим принципам и продолжал их теоретическую разработку. В отличие от других ее представителей он предпочел разориться, но остался верен своим убеждениям. В 1918 он лишился мастерской и права получать заказы.
Он умер в номере бедного чикагского отеля всеми забытый. На выставке работ Салливена в Бостоне в 1940 Фрэнк Ллойд Райт сказал: «Они убили Салливена и почти убили меня», имея в виду общество, в котором господствовало псевдоклассическое направление, особенно сильно ощущавшееся в Америке с 1910-го по 25-й года.
Творчество Салливена наложило отпечаток молодое поколение архитекторов Среднего Запада выдающимся представителем которого был Френк Ллойд Райт. Салливен сумел синтезировать в единую систему идеи, назревавшие в XIX веке и подготовившие решительный поворот развития архитектуры XX века. Недаром западноевропейские функционалисты 20-х годов объявили его своим предшественником. Большой заслугой Салливена было также создание концепции «органичной архитектуры», блестяще развитой его учеником Райтом, а затем продолженной финским архитектором Алвар Аалто.
Является прототипом персонажа архитектора Генри Камерона в романе Айн Рэнд «Источник» («The Fountainhead»).
Название | Место | Время | Подробности |
---|---|---|---|
Гранд Опера Хаус | Чикаго (США) | 1880 | Grand Opera House, снесен в 1927 |
Спрингер и Кранц Билдинг | Чикаго (США) | 1885-1887 | Springer Block (позже -Bay State Building and Burnham Building) and Kranz Buildings |
Selz, Schwab & Company Factory | Чикаго (США) | 1886-1887 | Фабрика Селз, Шваб анд Компани |
Склад и магазин Джеймс Х. Уокера | Чикаго (США) | 1886-1889 | James H. Walker Warehouse & Company Store |
Аудитооиум | Чикаго (США) | 1887-1889 | Auditorium Building. Adler & Sullivan |
Склад Э. У. Блатчфорда | Чикаго (США) | 1889 | Warehouse for E. W. Blatchford |
Школа иврита | Чикаго (США) | 1889-1890 | Hebrew Manual Training School |
Мавзолей Кэрри Элиза Гетти | Чикаго (США) | 1890 | Carrie Eliza Getty Tomb, Graceland Cemetery. Adler & Sullivan |
Джеймс Чарнли Хаус | Чикаго (США) | 1891-1892 | Сейчас — Фонд Чарнли-Перски и Национальный штаб Общества архитекторов-историков (James Charnley House (также Charnley–Persky House Museum Foundation and the National Headquarters of the Society of Architectural Historians) http://www.sah.org/about-sah/charnley-persky-house |
Мавзолей Мартина Райерсона, кладбище Грейсленд | Чикаго (США) | 1899 | Martin Ryerson Tomb, Graceland Cemetery. Adler & Sullivan |
Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе | Сент-Луис (США) | 1890-1891 | Wainwright Building. Adler & Sullivan |
Театр Маквикера в Чикаго | Чикаго (США) | 1890-1892 | McVicker’s Theater |
Резиденция Альберта Салливена | Чикаго (США) | 1891-1892 | Albert Sullivan Residence |
Мавзолей Шарлотты Диксон Уэйнрайт, кладбище Беллефонтейн | Сент-Луис (США) | 1892 | Charlotte Dickson Wainwright Tomb, Bellefontaine Cemetery. Adler & Sullivan |
Гаранти Билдинг в Буффало | Буффало (США) | 1893 | Prudential (Guaranty) Building. Adler & Sullivan. http://buffaloah.com/a/church/28/tc.html |
Юнион Траст Билдинг | Сент-Луис (США) | Union Trust Building. Внешний декор был существенно передлан в 1924 г. Adler & Sullivan | |
Павильона Транспорта на Колумбийской выставке | (США) | 1893 | |
Баярд-Билдинг (здание Байард-Кондиктон) | Нью-Йорк (США) | 1898 | Bayard Building, (сейчас Bayard-Condict Building) |
Commercial Loft of Gage Brothers & Company | Чикаго (США) | 1898-1900 | |
Универмаг Карсона, Пири и Скотта в Чикаго | Чикаго (США) | 1899-1906 | Сейчас — «Sullivan Center». Carson Pirie Scott store, (раньше — Schlesinger & Mayer Store) |
Русская православная церковь Святой Троицы в Чикаго | Чикаго (США) | 1900-1903 | |
Вирджиния холл в Таскелем Колледж | Гринвилль, Теннесси (США) | 1901 | Virginia Hall of Tusculum College |
Национальный фермерский банк в Оватонне | (США) | 1908 | |
Особняк Брэдли | (США) | 1910 | |
Методисткая церковь св. Павла | Сидар-Рапидс, Айова (США) | 1910 | St. Paul United Methodist Church |
Peoples Savings Bank | Сидар-Рапидс, Айова (США) | 1912 | Peoples Savings Bank |
Henry Adams Building | Ангола, Айова (США) | 1913 | |
Ван Аллен Билдинг | Клинтон, Айова (США) | 1914 | Van Allen Building |
Merchants’ National Bank | Гриннелл, Айова (США) | 1914 | |
Home Building Association Company | Ньюарк, Огайо (США) | 1914 | |
Purdue State Bank | Уэст-Лафейетт, Индиана (США) | 1914 | |
People’s Federal Savings and Loan Association | Сидней, Огайо (США) | 1918 | |
Farmers and Merchants Bank | Колумбус, Висконсин (США) | 1919 | |
First National Bank | Манистикей, Мичиган (США) | 1919-1920 | |
Фасад Музыкального магазина Краус | Чикаго (США) | ок. 1922 | Krause Music Store |