Выдающийся итальянский инженер. Одаренный экспериментатор в области применения железобетона, разворачивал свои архитектурные исследования в поиске соединения художественного творчества с конструктивными новшествами.
«Хорошей архитектуре должен соответствовать единый, слаженный организм инженерных систем».
После получения диплома инженера в Болонье в 1913 поступил на работу как инженер-проектировщик на одно из лучших предприятий по железобетонному строительству. В 1923 открыл свою мастерскую в Риме. Несмотря на то что Нерви держался на расстоянии от споров о Современном движении, разворачивающихся в 30-е годы в Италии, критика приветствовала его первое важное изобретение — стадион «Берта» во Флоренции (1930–1932) — как произведение новаторское за его чистые и функциональные формы, такие как спиралевидные выступающие лестницы и навесная крыша-козырек длиной около двадцати метров.
После успеха первой работы Нерви вместе со своим двоюродным братом Бартоли основал проектное и строительное предприятие с целью реализовать свои смелые проекты. На конкурс, объявленный в 1935 военно-воздушными силами, он спроектировал легкие ангары. Выиграв конкурс, получил заказ на строительство. Им были возведены ангары итальянских военно-воздушных сил в Орвието (1935–1938, разрушены) и в Орбетелло (1941, разрушены). С помощью тонких железобетонных балок, расположенных диагонально и образующих жесткий каркас, впервые создал легкие и обширные перекрытия с минимальным использованием железа.
Тему перекрытия больших пространств, с которой с тех пор часто сталкивался, решал, обращаясь к изучению принципов готической архитектуры, где линии напряжения также пластически, архитектурно выявлены. Оттуда Нерви взял свое типичное решение крыши с системой нервюр, как, например, крыша в салоне » В» в Турине (1948,) где благодаря применению железобетона он создал свод пролетом более 100 метров.
В 1947–1961 посвятил себя преподаванию доцент кафедры строительной технологии и техники в Университете архитектуры в Риме. Здесь Нерви смог теоретически обосновать в серии своих трудов цели и методы работы.
50-е годы — расцвет творчества Нерви. В этот период он проектирует особенно много: табачную фабрик в Болонье (1952), здание шерстяной фабрики «Гатти» в Риме (1953) и, наконец, свой шедевр Башню Пирелли в Милане (1958, совм. с Джо Понти). В 50-е гг. он утвердился как один из наиболее уважаемых консультантов международного масштаба на крупных строительствах, возрождая миф о наследственном итальянском таланте к строительству, идущему от Древнего Рима. Как ведущий конструктор привлечен к проектированию здания для ЮНЕСКО в Париже вместе с Марселем Брёйером и Б. Зерфусом (1957).
В то же время в Италии, несмотря на популярность мастера, завоеванную благодаря постройкам для Олимпиады 1960 в Римё, в том числе стадиона «Фламиньо» (1957–1959, совм. с А. Нерви), Малого дворца спорта в Риме (1956–1957, совм. с А. Вителлоцци), дворца спорта (1959–60, совм. с М. Пьячентини), начинается критический пересмотр его творчества. Произведения Нерви остаются произведениями инженера, хотя и исключительно талантливого, поскольку конструктивные новшества не отражают новизны пространственной концепции.
В 60-е годы Нерви приглашен для строительства в США. Здесь он спроектировал Автовокзал в Нью-Йорке (1960–62) и Башню фондовой биржи в Монреале (1966, совм. с Л. Моретти).
Последней постройкой зодчего был Зал аудиенций в Ватикане (1966–1971).
Название | Место | Время | Подробности |
---|---|---|---|
Стадион «Берта» во Флоренции | Флоренция (Италия) | 1930-1932 | |
Ангары итальянских ВВС в Орвието | Орвието, Умбрия (Италия) | 1935-1938 | Разрушены |
Ангары итальянских ВВС в Орбетелло | Орбетелло, Тоскана (Италия) | 1941 | Разрушены |
Крыша в салоне «В» в Турине | Турин (Италия) | 1948-1950 | |
Табачная фабрика в Болонье | Болонья (Италия) | 1952 | |
Шерстяная фабрика «Гатти» в Риме | Рим (Италия) | 1953 | |
Башня Пирелли в Милане | Милан (Италия) | 1956-1960 | В соавторстве с Джо Понти |
Олимпийский стадион в Риме | Рим (Италия) | 1953 | Stadio Olimpico |
Здание ЮНЕСКО в Париже | Париж (Франция) | 1953-1957 | В соавторстве с М. Брёйером и Б. Зерфусом |
Стадиона «Фламиньо» | Рим (Италия) | 1957-59 | В соавторстве с А. Нерви |
Малый дворец спорта в Риме | Рим (Италия) | 1956-1957 | В соавторстве с А. Вителлоцци |
Главный павильон Национального центра промышленности и техники в Париже | Париж (Франция) | 1958 | |
Дворец спорта в Риме | Рим (Италия) | 1959-1960 | В соавторстве с М. Пьячентини |
Автовокзал им. Джорджа Вашингтона в Нью-Йорке | Нью-Йорк (США) | 1960-1962 | |
Выставочный зал «Палаццо дель Лаворо» | Турин (Италия) | 1961 | Palazzo del Lavoro |
Малый дворец спорта в Турине | Турин (Италия) | 1961 | Palazzetto dello sport |
Церковь Святого Сердца во Флоренции | Флоренция (Италия) | 1962 | Sacro Cuore (Bell Tower) |
Небоскрёб на площади Австралии в Сиднее | Сидней (Австралия) | 1962-1969 | |
Башню фондовой биржи в Монреале | Монреаль (Канада) | 1966 | La Tour de la Bourse. В соавторстве с Л. Моретти |
Кафедральный собор Сан-Франциско Санта-Мария-в-Успении | Сан-Франциско (США) | 1967 | Cathedral of Saint Mary of the Assumption. В соавторстве с П. Беллучи |
Штаб-квартира банка Монте-ди-Парма | Парма (Италия) | 1968 | В соавторстве с Дж. Понти, А. Формароли и А. Росселли |
Собор Девы Марии в Сан-Франциско | Сан-Франциско (США) | 1970 | |
Эдмунд Бартон Билдинг | Кандерра (Австралия) | 1970 | Edmund Barton Building (Trade Group Offices). Архитектор — Harry Seidler & Associates |
Спорткомлекс «Ричмонд-Колизеум» | Ричмонд, штат Виргиния (США) | 1971 | richmondcoliseum.net |
Зал аудиенций Павла VI в Ватикане | (Ватикан) | 1966-1971 | |
Посольство Австралии в Париже | Париж (Франция) | 1973 | Архитектор — Harry Seidler & Associates |
«Томпсон-Арена» в Дартмутском колледже | Хановер, Нью-Гэмпшир (США) | 1973-1974 | Thompson Arena at Dartmouth College |
Спорткомлекс «Норфолк Сфера» | Норфолк, Виргиния (США) | 1971 | Norfolk Scope |