Итальянский скульптор и архитектор Проторенессанса.
Родина Арнольфо ди Камбио входила в художественную орбиту Сьены и Лукки. Обучался в Сьене в 1265–1268, работая в мастерской выдающегося скульптора и архитектора Проторенессанса Николы Пизано. Как скульптор он работал в различных городах Тосканы, Умбрии, а также в Риме и, возможно в Неаполе. Единственной документально подтвержденной работой мастера в области архитектуры является проект собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
Этот проект относится к 1295. Его осуществление было начато под руководством Арнольфо ди Камбио. С 1300 зодчий назначен главным архитектором собора. В 1302 зодчий покинул Флоренцию. После смерти мастера проект был изменен, в результате чего план собора изменил свои границы (был удлинен и расширен), но сохранил основные композиционные черты первоначального решения. Строительство Флорентийского собора длилось на протяжении всего XIV века, не раз прерываясь. Окончательное его завершение (с возведением купола и фонаря) относится ко второй трети XV века благодаря семейству Медичи и архитектурному гению Филиппо Брунеллески .
По традиции, с именем Арнольфо ди Камбио связывают также строительство башни церкви Санта-Кроче, палаццо делла Синьория во Флоренции, а также собора в Орвието (1290). Все эти постройки тесно связаны с достаточно консервативной по своему характеру тосканской архитектурной традицией. В проект францисканской церкви Санта-Кроче многое указывает на эту связь: т-образный план, открытые стропила перекрытий, пилоны простой формы, лаконичное решение стены, особенно свойственное францисканскому зодчеству.
Замысел собора Санта-Мария дель Фьоре интересен несвойственным для флорентийской архитектуры этого времени сочетанием пространства нефов с обширным центрическим хором. Восточная часть собора имеет трехлепестковое завершение с венцом пяти капелл в каждом лепестке, организованное круг подкупольного восьмигранника. Она представляет собой подобие самостоятельного центрического окружения, с ясным, легко обозримым пространством. Само по себе такое центрическое завершение базиликального сооружения восходит к раннему иконографическому прототипу. Идея цельного, компактного пространства хора также может рассматриваться в русле архитектурных решений готики. В то же время благодаря своему пропорциональному строю, тектонической ясности это решение предвосхищает будущие поиски мастеров Возрождения в области центрических архитектурных композиций.
Название | Место | Время | Подробности |
---|---|---|---|
Фонтан Маджоре в Перудже | Перуджа, Умбрия (Италия) | 1278 | Совместно с Никколо и Джованни Пизано |
Собор в Орвието | Орвието, Умбрия (Италия) | 1290 | Сейчас считается, что собор возводил монах Фра Бевиньяте из Перуджи. Реставрация 1840-х гг. — А. И. Резанов, Н. Л. Бенуа и А. И. Кракау. http://www.opsm.it. |
Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции | Флоренция (Италия) | 1296-1470 | Впоследствии план был расширен. Купол — Филиппо Брунеллески. https://operaduomo.firenze.it/en |
Церковь Санта-Кроче во Флоренции | Флоренция (Италия) | 1294-1385 | Приписывается. http://www.santacroceopera.it/en/default.aspx |
Генплан города Сан-Джованни-Вальдарно | Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана (Италия) | не позднее 1296 | |
Палаццо Веккьо | Флоренция (Италия) | 1299-1314 | начал строительство |