Выдающийся русский советский архитектор.
Окончил Петербургскую академию художеств (1887–1998) в мастерской профессора О.И. Томишко. По окончании переехал в Москву, где преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище, одновременно получая крупные заказы. Это позволяло ему ежегодно ездить за границу, прежде всего в Италию, навеки покорившую Жолтовского архитектурными сооружениями эпохи Возрождения.
На рубеже XIX и XX вв. формируется эстетическая концепция Жолтовского, связанная с его приверженностью палладианству.
В 1903, выиграв конкурс, Жолтовский начал постройку здания Скакового общества на Беговой улице в Москве, опираясь на близкие ему формы русской классики и итальянского Ренессанса. Такое же «смешение» стилей видно и в ряде других крупных построек Жолтовского, относящихся к началу века, прежде всего в особняке Носова на Введенской площади в Москве (1907–08). Загородный дом в имении Руперт под Москвой был уже весьма близок к любимым им виллам Андреа Палладио в окрестностях Виченцы.
Творчество Палладио не раз толкало Жолтовского на подражание. Один из ярких примеров — особняк Тарасова на Спиридоновке в Москве (1909–1912). В эти же годы начинает формироваться теория архитектурного организма, разрабатываемая Жолтовским на протяжении всей жизни. В основе ее лежат положения о «росте» архитектурного организма, о соотношении статического и динамического.
В первое десятилетие нашего века развернулась и просветительско-педагогическая деятельность Жолтовского, не прекращавшаяся до последнего дня жизни. Так была создана «школа Жолтовского» — явление, не имеющее аналогов в нашей архитектуре. Учениками мастера считали и продолжают себя считать десятки, если не сотни архитекторов.
Многосторонняя деятельность Жолтовского вскоре получила признание — в 1909 он был удостоен звания академика архитектуры. До первой мировой воины, когда фактически прекратилась какая бы то ни было строительная деятельность, Жолтовский построил усадьбу Липакова под Москвой (1907–1908), жилые дома в Удоме и Бережках (1907), несколько зданий в Москве, в том числе особняк в Мертвом переулке (1912), жилые дома завода АМО (19l5), текстильную фабрику в Костромской губернии (1911–1912) и т. д. и
В 1918–23 он вместе с В. Щусевым участвует разработке первого советского проекта перепланировки Москвы, а в 1923 — в строительстве ансамбля Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Жолтовский был автором ее генерального плана и ряда павильонов. Здесь он попытался — и вполне удачно — воплотить классические формы в дереве, из которого были возведены выставочные здания. В том же 1923 Жолтовский уезжал на несколько лет в Италию, а вернувшись в 1926, обнаружил, что в архитектуре России первую скрипку играют представители авангардистского течения, прежде всего — конструктивисты. В 1926–1927 он проектирует и строит три здания, свидетельствующие о его сложных творческих исканиях. В котельной МОГЭС на Раушеской набережной в Москве он пробует себя в конструктивизме. Однако и в Доме Советов в Махачкале, и в здании Госбанка на Неглинной в Москве он вновь обращается к любимому им итальянскому Ренессансу. Оба эти здания вызвали нападки со стороны авангардистов.
На рубеже 1920–30-х в советской архитектуре наметился поворот к освоению классического наследия в архитектуре. Творчество Жолтовского вновь оказалось в центре внимания. В 1934 он выступает с программным сооружением — жилым домом на Моховой улице в Москве, произведшим эффект разорвавшейся бомбы. Взяв за основу лоджию Капитанио Палладио, Жолтовский выстраивает привлекательную декорацию фасада, где главную роль играет колоссальный ордер с безукоризненно выполненными деталями.
Тридцатые годы были очень плодотворными для зодчего. Он много строил в Сочи, где ему принадлежит авторство одного из самых изящных «палладиаских» сооружений — Дом уполномоченного ВЦИК (ныне выставочный зал), театр, мост через реку Сочинку и многое другое. Перед самой Великой Отечественной войной он спроектировал, а в конце сороковых годов возвел два жилых здания в Москве — на Смоленской площади и на Б. Калужской улице, продолжая разработку темы престижного жилого дома. В начале 50-х вместе со своими учениками Жолтовский участвует в конкурсе на фасады крупнопанельных зданий. Архитектурно осмысливая новый вид строительных изделий, он теоретически обосновал, а затем и практически подтвердил (в здании холодильника Открытом шоссе в Москве) возможность и необходимость так называемого «открытого стыка» меж панелями. «Открытый стык» Жолтовский рассматривал как эстетический прием, признак индустриально строительства.
Последняя крупная работа Жолтовского — конкурсный проект Дворца на Ленинских горах (1957) -свидетельство тому, что 90-летний зодчий не только сохранил профессионализм, но и был способен к восприятию нового.
Название | Место | Время | Подробности |
---|---|---|---|
Здание Скакового общества на Беговой улице | Москва (Россия) | 1903 | Победил в конкурсе |
Особняк Носова на Введенской площади | Москва (Россия) | 1907-1908 | |
Загородный дом в имении Руперт «Липки» | Подмосковье, Мытищинский район, село Липки-Алексеевское (Россия) | 1908 | интерьеры при участии И.И. Нивинского |
Усадьбу Липакова под Москвой | (Россия) | 1907-1908 | |
Особняк Тарасова на Спиридоновке | Москва (Россия) | 1909-1912 | |
Жилой дом в Удоме | (Россия) | 1907 | |
Жилой дом в Бережках | (Россия) | 1907 | |
Особняк в Мертвом переулке | (Россия) | 1912 | |
Жилые дома завода АМО | (Россия) | 1915 | |
Текстильная фабрика в Костромской губернии | (Россия) | 1911-1912 | |
Первый советский проект перепланировки Москвы, | (Россия) | 1918-1923 | В соавторстве с В. Щусевым |
Генплан и павильоны Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (ВСХВ) | Москва (Россия) | 1923 | |
Надстройка колокольни Кафедрального костёла в Пинске | Пинске (Беларусь) | 1920-е | |
Павильон сельскохозяйственного машиностроения «Шестигранник» в Парке Горького | Москва (Россия) | 1923 | Бывший павильон «Механизация» на первой ВСХВ. В соавторстве с В. Д. Кокориным, М. П. Парусниковым. Сейчас — музей «Гараж» |
Котельная МОГЭС на Раушеской набережной в Москве | Москва (Россия) | 1926-27 | |
Доме Советов в Махачкале | Махачкала (Россия) | 1926-28 | |
Здании Госбанка на Неглинной | Москва (Россия) | 1926-29 | Два боковых крыла здания |
Дом правительства в Махачкале | Махачкала (Россия) | 1926-1928 | В соавторстве с В.Кокориным, Г.Гольцем и С. Кожиным |
Жилой дом на Моховой улице | Москва (Россия) | 1934 | |
Дом уполномоченного ВЦИК | Сочи (Россия) | 1936 | Сейчас — выставочный зал |
Мост через реку Сочинку | Сочи (Россия) | ||
Проект театра для Таганрога | Таганрог (Россия) | 1937 | |
Жилой дом на Б. Калужской улице (Ленинском проспекте) | Москва (Россия) | 1940-1949 | |
Дом для работников НКВД на Смоленской площади. | Москва (Россия) | 1950 | |
Здание и трибуны Московского ипподрома. | Москва (Россия) | 1950-1955 | |
Здание Института Горного Дела | (Россия) | 1951 | |
Школа № 1 им. А. С. Макаренко в Орске | Орск (Россия) | 1954 | Сейчас — институт биоорганической химии РАН |
Жилой дом на Рижском проезде, д.3 | (Россия) | 1955 | По проекту были построены ещё две школы в Харькове и Москве |
Санаторий им. XX съезда КПСС | Евпатория, Крым (Россия) | 1956 | «Близнец» дома на Проспекте Мира |
Конкурсный проект Дворца на Ленинских горах | Москва (Россия) | 1957 | сейчас санаторий «Таврида» |
Кинотеатр «Слава» на шоссе Энтузиастов. | 1957 | ||
Дом Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) (на Проспекте Мира). | (Россия) | 1957 | Сгорел в 2006 г. Проект стал типовым, по нему построены в Москве кинотеатры «Буревестник» (ул. Коровий вал) и «Победа» (ул.Абельмановская) |
Здание МГХПУ им. Строганова на Волоколамском шоссе | Москва (Россия) | 1958 | |
Санаторий «Горный» в Ливадии | Большая Ялта, Крым (Россия) | 1963 |