Стилевые особенности египетских колонн / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Стилевые особенности египетских колонн

Сечение ствола египетской колонны было круглым или состояло из нескольких полукружий (прием, обратный каннелюре). Соответственно круглому стеблю цветка лотоса и угловатому папируса сечения состояли из полукруглых выпуклостей или имели острые выпуклые ребра. «Связок» чаще всего было восемь. Известна колонна с тремя ребрами (Саккара). По горизонтали ствол обычно пересечен орнаментальными полосами или объемными жгутами, связывающими пучки стеблей, также объемные в этом случае (Луксор).

Пропорции колонны, включая капитель, были относительно тяжелы; их развитие исторически шло от стройных форм к массивным, хотя эта тенденция и не всегда проявлялась последовательно. В Абусире высота колонны равна 6–7 наибольшим диаметрам, в Карнаке — 6 и 5 диаметрам (обе колонны — в гипостилыюм зале), в Луксоре — около 5.5 диаметра, в Мединет-Абу — от 3.75 до 4.25 диаметра.

Ствол большинства колонн сужается кверху, причем многие колонны имеют сужение около базы.

Низ колонны в большинстве случаев обработан прямоугольным или криволинейным орнаментом, имитирующим листья.

Капители были двух основных типов — закрытый бутон и раскрывшаяся чашечка цветка. Над капителями имелась абака, равная по толщине архитравной балке, т. е. приблизительно величине верхнего диаметра колонны.

Капитель в виде бутона расширялась внизу, у основания, и постепенно сужалась кверху, вписываясь в квадрат абаки. Капитель в виде чашечки расширялась внизу аналогично бутону и сильно раскрывалась наверху, переходя в тонкое ребро (верхний диаметр колонны).

Абака сохраняла размер толщины архитрава и потому становилась почти вдвое уже верхнего круга капители. Тонкое и ломкое верхнее ребро капители не нагружалось и имело исключительно декоративное назначение.

Колокол или бутон имел гладкую, простую форму. Капитель была круглой в плане (Карнак), граненой (пальмовидная капитель) или состояла из ряда полукруглых жгутов (Луксор). Капители Нового царства почти не имели рельефа. Обработка капители сводилась к убранству, обычно имитирующему листья растений.

Объемные формы капителей были простыми и крупными. Только в эллинистический период в Египте в сложных капителях появились скульптурная расчлененность и мелкие объемные формы.

Высота капители по отношению к высоте всей колонны была сравнительно велика (для ионического ордера Греции она составляет около 1/15, для коринфского — 1/8 — 1/7, в Абусире — 1/4.4 — 1/4, в Карнаке — 1/3.25 — 1/5.3, В Мединет-Абу — около 1/3.5, в Луксоре — около 1/3 и в Дендере колонны гипостильного зала — около 1/2 высоты, т. е. в последнем случае высота капители почти равна высоте ствола).
База представляла собой плоский диск, по большей части без резьбы, покрывавший ствол колонны. Диск имел вертикальный или наклонный срез (с расширением книзу). Иногда срезу придавали форму окружности. База во многих случаях была очень массивной, ее диаметр достигал 2 диаметров колонны.

Для шага колонн чаще всего применялся метрический ряд с равными, относительно узкими интерколумниями. Но от этого приема было много отступлений. В первом дворе Луксорского храма при переходе с боковой стороны на фасадную шаг колонн меняется, сохраняя пропорции ордера. Часто средний входной интерколумний был шире остальных (Эдфу, Хонсу и др.).

Для Нового царства характерно объединение колонн нескольких типов в одном помещении. В гипостильпых залах средние ряды колонн были выше других и капители их отличались по форме: в центре — раскрытый цветок, по краям — бутоны. Шаг средних колонн не совпадал с шагом крайних.

В колоннадах позднего периода форма капителей иногда симметрично изменялась. В Эдфу в пределах половины фасада переднего зала и двора капители были все различны по форме и высоте, но симметрично повторялись на другой половине фасада; иногда же, как в колоннаде перед большим пилоном на острове Филе, все капители ряда были различны. Все изменения, происходившие в разные периоды в элементах ордера, в основном относятся к колонне. Антаблемент сравнительно рано получил установившуюся форму. В Древнем и Среднем царствах он состоял из архитравной балки и положенной горизонтально выносной прямоугольной плиты; иногда применялись консоли. В Новом царстве и позже антаблемент состоял из архитравной балки и большой выкружки со сравнительно тонким полувалом под ней. Сочетание выкружки с полувалом, появившееся еще в Древнем царстве,
позже стало применяться для венчания всех форм в египетском зодчестве: наличников дверей, завершения стены, пилона, антаблемента колоннады и др. Формы антаблемента и карниза в искусстве позднего времени оставались неизменными.

В композиции фасадов чаще всего прибегали к приему обрамления. Входящий в состав антаблемента вал не изменялся в своем сечении при переходе с горизонтальных частей на вертикальные. Разделение на несущие и несомые элементы не соблюдалось, оно было обязательным только в интерьерах зданий и в свободно стоящих колоннадах. Но в фасадах позднего времени преобладала стена, и антаблемент, теряя свою тектоническую четкость, сливался с боковыми отрезками стен.

Высота антаблемента составляла от 1/4.5 до 1/5 высоты всего ордера (или здания), причем в колоннадах это отношение редко выходило за указанные пределы. Высота верхней карнизной выкружки составляла обычно от 1/3 до 1/2 высоты антаблемента. Однако в построении пропорций карниза и деталей не применялись модульные и канонические отношения: в зависимости от размещения деталей и их зпачения в облике здания они претерпевали значительные отклонения от условий средней нормы. Увеличение размеров здания не вызывало пропорционального увеличения деталей. Египетская архитектура основана на масштабности; в связи с этим огромный пилон иногда увенчивался непропорционально малым карнизом (Луксор), подчеркивающим его величину, а центральный портал этого пилона получал огромный, тяжелый карниз. Тем не менее модульность, в смысле кратности всех размеров по отношению к исходной единице построения, служила одним из приемов определения основных размеров здания. Правда, ее применение было ограничено определенным временем.
(Жилая архитектура Египта, известная лишь по фрагментам, из нашего анализа исключена).
Следует отметить ряд прогрессивных элементов в египетской архитектуре, имевших
значение в дальнейшем развитии мировой архитектуры. К ним должны быть отнесены:

  1. большие ансамблевые композиции;
  2. разработка проблемы монументальности;
  3. сильное развитие в композиции продольной оси с использованием эффектов перспективы и освещения;
  4. перистильный двор (в храме и жилом доме);
  5. базиликальный разрез (там же);
  6. ордерная система;
  7. разработка системы пропорциональной закономерности;
  8. использование стенной поверхности как основного мотива художественного образа сооружения, ставшего впоследствии характерным для архитектуры Востока (с одновременным использованием в интерьере колоннад);
  9. появление (в период Среднего царства) небольших, интимных храмов, близких по форме к периптеру, обнесенных с трех сторон открытыми портиками;
  10. синтез искусств, с полным подчинением живописи и скульптуры архитектуре.