«Задача архитектора – сделать жизнь удобнее».
Родился в Финляндии в семье лесника. После окончания Политехнического института в Хельсинки в 1921 году путешествовал по Скандинавии и Европе, изучая архитектуру. В 1923 году открыл свою мастерскую Первые работы Аалто (1923-27 года) выполнены в стиле северного неоклассицизма. Этот небольшой, но плодотворный период выявил редкую работоспособность и профессиональную одаренность архитектора, предшествовал появлению работ, сделавших его в конце 20-х лидером нового направления. Рабочий клуб в Ювяскюля (1923-25 года) – типичная неоклассическая постройка – был первым крупным сооружением архитектора.
Переезд Аалто в Турку в 1927 году, где в это время получило мощный импульс новое движение в архитектуре — функционализм, повлиял на все дальнейшее творчество архитектора. Программным произведением финского функционализма стал спроектированный им санаторий в Паймио близ Турку, а европейскую известность ему принес проект здания городской библиотеки в Выборге (1930-35 года). В этом проекте проявились основные черты почерка архитектора: использование особенностей освещения и акустики. Форма потолка лекционного зала, набранного из сосновой рейки, корректирует распространение звуковой волны. Применение дерева – основного строительного материала Финляндии – как в конструкции сооружений, так и в отделке здания придает интернациональный по стилю постройки местный колорит.
В 30-е годы Аалто занялся решением проблем массового жилища и его оборудования. Архитектор заложил основные принципы композиции «перетекающего» пространства. На них основана композиция известного произведения Аалто виллы Майреа в Нормаркку (1938-39 года). Здание расположено на холме, центр композиции образует дворик с газоном и бассейном, окруженный с трех сторон галереей.
После успеха созданного для Нью-Йоркской выставки 1939 года финского павильона Аалто был приглашен в США, где преподавал архитектуру в Массачусетском технологическом институте вплоть до 1947 года.
Создание общежития для студентов Массачусетского технологического института (1947) стало началом так называемого «красного периода» мастера. Для построек этого времени характерно применение кирпича и меди; композиция здания основывается на контрастах.
Связь рационально-конструктивистской традиции XX века и творческого наследия национально-романтического движения определила характер послевоенных построек Аалто. Вернувшись в Финляндию, он уделил особое внимание градостроительству. Наиболее значимым для его творчества был общественный центр в Сяюнатсало (1950-52 года), состоящий из двух различных по величине объемов, объединенных внутренних двориком, расположенным выше уровня улицы. Здесь размещены здания муниципалитета. Архитектор вводит в систему внутренних пространств пространство улицы, сохраняя с ним визуальную связь. Эта постройка определила развитие финского зодчества 50-х.
Начиная с Дома культуры в Хельсинки (1954-56 года) и церкви в Вуоксенниске (1956-58 года), в трактовке пространства преобладают экспрессивные пластические формы. Аалто применил стены криволинейных очертаний, сложные ассиметричные планы. В 60-е годы Аалто работал над крупными градостроительными проектами: Административный и культурный центр в Ювяскюля (1964 год), Скандинавский центр в Рейкьявике (1965-68 года). Они выглядят монументально, но эта монументальность не подавляет человека. Наиболее ярким произведением этого периода является комплекс Политехнического института в Отаниеми.
Одна из последних построек Аалто – дворец «Финляндия» (концертный зал, 1967-71 года) в общественном центре Хельсинки, расположенном в парке у водоема.
Аалто был почетным доктором Принстонского и Колумбийского университетов, политехнических институтов Хельсинки, Цюриха, Милана, Вены, Норвежского технологического института. С 1943 по 58 он являлся президентом Союза финских архитекторов.
Аалто – один из немногих финских архитекторов, внесших вклад в развитие мировой архитектуры. Будучи последовательным функционалистом, создал ряд сооружений, определивших дальнейшее развитие финского зодчества.
Cпроектировал около 500 зданий, и около 300 из них было построено.
Название | Место | Время | Подробности |
---|---|---|---|
Колокольня церкви на озере Каухаиерви | Лапуа (Финляндия) | 1921–1923 | Bell tower of Kauhajärvi Church, Lapua |
Муниципальная больница в Алаярви | Алаярви (Финляндия) | 1924–1928 | Municipal hospital, Alajärvi |
Рабочий клуб в Ювяскюля | Ювяскюля (Финляндия) | 1926–1929 | Defence Corps Building, Jyväskylä |
Городская библиотека | Выборг (Россия) | 1927–1935 | Municipal library, Viipuri |
Редакция газеты «Турун Саномат» | Турку (Финляндия) | 1928–1929, 1930 | Turun Sanomat newspaper offices, Turku |
Туберкулезный санаторий в Паймио | Паймио (Финляндия) | 1928–1929 | Tuberculosis sanatorium and staff housing, Paimio |
Центральная Университетская больница | Загреб (Хорватия) | 1931 | Central University Hospital, Zagreb |
Вилла Таммеканн | Тарту (Эстония) | 1932 | Villa Tammekann, Tartu |
Corso theatre, интерьер ресторана | Цюрих (Швейцария) | 1934 | Corso theatre, restaurant interior |
Ahlstrom Sunila Pulp Mill, проекты жилья и генплан города | Котка (Финляндия) | 1936–1938 | Ahlstrom Sunila Pulp Mill, Housing, and Town Plan, Kotka |
Вилла Майрея | Нормаркку (Финляндия) | 1937–1939 | Villa Mairea, Noormarkku |
Финский павильон на международной выставке в Нью-Йорке | Нью-Йорк (США) | 1939 | Finnish Pavilion, at the 1939 New York World’s Fair |
Общежитие Массачусетсского института (Бейкер-хаус) | Кембридж, Массачусетс (США) | 1947–1948 | Baker House, Massachusetts Institute of Technology |
Технологический университет в Хельсинки | Эспоо (Финляндия) | 1949–1966 | Helsinki University of Technology, Espoo |
Муниципальный центр в Сяюнятсало | Сяюнятсало (сейчас часть Ювяскюля), (Финляндия) | 1949–1952, 1949 competition, built 1952 | Säynätsalo Town Hall |
Здание государственного управления пенсионного обеспечения в Хельсинки | Хельсинки (Финляндия) | 1950–1957 | Kansaneläkelaitos (National Pension Institution) office building |
Дом культуры рабочих в Хельсинки | Хельсинки (Финляндия) | 1952–1958 | House of Culture |
Экспериментальный дом в Мууратсало | Мууратсало (Финляндия) | 1953 | The Experimental House, Muuratsalo |
Книжный магазин «Академия» в Хельсинки | Хельсинки (Финляндия) | 1955-1958 | Akateeminen Kirjakauppa. www.akateeminen.com |
Муниципальный центр в Сяюнятсало | Сяюнятсало (Финляндия) | 1958–1987 | Town centre, Seinäjoki |
Музей современного искусства в Ольборге | Ольборг (Дания) | 1958–1972 | KUNSTEN Museum of Modern Art Aalborg |
Головной офис фирмы «Энсо-Гутзеит« | Хельсинки (Финляндия) | 1959–1962 | Enso-Gutzeit Headquarters, Helsinki |
Жилой дом в Бремене | Бремен (Германия) | 1962 | Aalto-Hochhaus, Bremen |
Региональная библиотека Лапландии | Рованиеми (Финляндия) | 1965 | Regional Library of Lapland |
Дворец «Финляндия» | Хельсинки (Финляндия) | 1962–1971 | Finlandia Hall, Helsinki |
Здания отделения Шведского национального университета в Уппсала (V-Dala) | Уппсала (Швеция) | 1963–1965 | Building for Västmanland-Dala nation, Uppsala |
Дом северных стран в Рейкьявике | Рейкьявик (Исландия) | 1965–1968 | Nordic House, Reykjavík |
Библиотека скорбящего ангела, аббатства св. Бенедикта | Орегон (США) | 1970 | Mount Angel Abbey Library, St. Benedict |
Оперный театр в Эссене | Эссен (Германия) | 1959–1988 | Essen opera house |