Загрузить постройки одним архивом, в крупном размере

Архитектор Микеланджело Буонарроти, автопортрет

Michelangelo di Lodovico Buonarroti Simoni
1475 – 1564 гг.
Италия
Скульптор, архитектор, живописец и поэт высокого и позднего Возрождения, основатель стиля барокко

Биография

«Мелочи ведут к совершенству, а совершенство – не мелочь»

Родился неподалеку от Флоренции в семье подесты. Происходил из знатного обедневшего рода. Около 1485 года переехал во Флоренцию. В 1488 вопреки воле отца поступил в мастерскую к Гирландайо.

В 1489 году перешел в художественную школу, основанную Лоренцо Великолепным. Лоренцо Медичи выделил Микеланджело из всех учеников и воспитывал в своем доме как сына (1490-92 годы). Здесь он познакомился с прославленными итальянскими гуманистами. Смерть Лоренцо, проповеди Сованароллы привели к изгнанию семейства Медичи из Флоренции. Микеланджело также покинул город. Он направился в Венецию и Болонью, а в 1496 году в Рим, где оставался до 1501 года. В это время Микеланджело уже работал как скульптор.

После установления республики во Флоренции Микеланджело возвращается в родной город, который продолжал оставаться крупным культурным центром.

Талант Микеланджело приобретает все большее признание, ему заказывают крупные общественные работы. К этому времени отностится создание Давида – лучшего произведения Микеланджело-скульптора. С Флорентийским периодом связаны и самые ранние из живописных произведений.

В 1505 году папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим. Здесь для мастера открылись новые перспективы. Это был период, когда Рим становился крупнейшим культуным очагом Возрождения. Микеланджело было поручено создание гробницы, но отношения между Юлием II и Микеланджело явно не складывались. Мастер то уезжал во Флоренцию, прерывая работы, то возвращался в Рим. Работы затянулись, проекты менялись, а само сооружение, лишь фрагмент задуманного Микеланджело грандиозного скульптурно-архитектурного комплекса, было реализовано лишь в 1545 году.

В 1508 Микеладжело, успевшему себя проявить выдающимся художником, была поручена роспись Сикстинской капеллы, которую он продолжал до 1512 годуа, вызывая недовольство папы медленной работой.

Это произведение, выполненное Микеланджело почти без помощников, стало вершиной ренессансного искусства. Уже в росписях Сикстинской капеллы он проявил себя как большой мастер архитектуры, сумев с помощью архитектурных членений объединить все живописные изображения в единую стройную систему.

Первой архитектурной работой Микеладнжело стало проектирование по заказу папы фасада Сан-Лоренцо во Флоренции (1516). Церковь, выстроенная по проекту Филиппо Брунеллески и ставшая мемориалом рода Медичи, играла важную роль в истории города.  Проект не был осуществлен. Следующая работа Микеланджело – работа над новой сакристией церкви Сан-Лоренцо (1520-34) .

Это период, когда Микеланджело принимал деятельное участие в защите Флоренции и строительстве городских укреплений. Во время осады Флоренции войсками императора и папы (1529) республика назначила его главой фортификационных работ. После разгрома республики Микеланджело заканчивает капеллу Медичи и покидает Флоренцию. Новый папа – из рода Медичи – прости Микеланджело участие в защите республики и просил его возобновить работы.

30-е годы – эпоха контрреформации – годы перелома в творчестве Микеланджело. Последние тридцать лет жизни он все больше отходил от занятий скульптурой и живописью, переключаясь на зодчество и поэзию.

Первые архитектурные работы Микеланджело относятся к флорентийскому периоду. Не получив специального образования, он из общения с крупнейшими зодчими своего времени (Браманте, Джулиано и Антонио да Сангалло) извлек необходимые знания. К архитектуре подходил как скульптор. Здание было живым организмом, в котором он старался выявить действие и противодействие сил.

Уже современники Микеланджело понимали, что его архитектура открывает новую главу в истории итальянского зодчества.

В 1524 году папа Климент VII заказал Микеланджело проект библиотеки для размещения книг семейства Медичи. Зодчий разработал проект Лауренцианы – первой публичной библиотеки Западной Европы. Здесь мастер достиг потрясающего эмоционального эффекта, когда тесный вестибюль, наполненный тревожными ритмами, готовит к тишине и покою читального зала, в который ведет одна из красивейших в архитектуре лестниц.

В 1534 году Микеланджело покинул Флоренцию, строительство не было завершено и продолжалось его учениками – Вазари и Амманнати. Работы были завершены в 1571 году.

Все наиболее крупные архитектурные сооружения Микеланджело связаны с Римом. В 1546 году после смерти Антонио да Сангалло он был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Эта постройка осталась основной до конца жизни архитектора. Вокруг этого сооружения кипели страсти. Ряд архитекторов, сменявших друг друга на этом посту, отстаивали различные схемы постройки: базиликальную и крестовокупольную. Микеланджело выбрал крествокупольную, от которой в свое время под влиянием плана Браманте отошел Сангалло. В то же году им была изготовлена глиняная модель, а в 1547 – деревянная. Постоянно меняя детали, лепя храм, как скульптуру, Микеланджело добился необыкновенной цельности храма. В процессе работы были укреплены четыре подкупольных столба, начатые еще Браманте.

Строительство шло довольно быстрым темпом, и к 1557 году барабан купола был уже возведен. Модели купола, созданные Микеланджело, имеют некоторые отличия, поэтому трудно сказать, какой вариант он считал окончательным. При жизни Микеланджело была воздвигнута восточная часть собора с тамбуром грандиозного купола, а сам купол заканчивал после смерти Микеланджело Джакомо делла Порта (1588-93), несколько удлинивший его пропорции.

Вторая крупная работа – оформление Капитолийского холма (1536-38). Площадь Капитолия является одним из прекраснейших архитектурных ансамблей Италии. По замыслу Микеланджело, площадь Капитолия приобрела трапециевидный план. Она замыкается двором Консерваторов и симметрично фланкируется по бока двумя дворцами. К площади ведет широкая лестница. Фонтан на площади был спроектирован Микеланджело ко дню восхождения на трон императора Карла V в 1536; площадь увенчана также статуей Марка Аврелия. В проекте впервые использовались оптические эффекты, трансформирующие трапециевидную площадь под определенным углом зрения в прямоугольную и другие. Этими новыми приемами мастер добился замечательнуой ясности и гармонии. Проект осуществлялся в 40-80-е годы. С 1563 в работу включился Дж. делла Порта.

В произведениях Микеланджело, во многом определивших развитие европейской культуры как XVI, так и последующих веков, отразились с наибольшей силой не только глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы высокого Возрождения, но и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для культуры позднего Возрождения.

Постройки

Название Место Время Подробности
Проект скульптурно-архитектурного комплекса гробницы папы Юлия II Ватикан 1505-1545 реализован частично
Роспись Сикстинской капеллы Ватикан 1508-1512 это полновесный дизайн интерьера, так как помимо живописи оформлена система архитектурных членений, которая преобразует пространство капеллы
Церковь Сан-Лоренцо во Флоренции Флоренция 1516 проект облицовки фасада, не был осуществлен
Церковь Сан-Лоренцо во Флоренции Флоренция 1520-34 Новая Сакристия с гробницей Лоренцо и Джулиано Медичи
Городские укрепления Флоренции Флоренция 1529
Оформления Капитолийского холма Рим 1536-38 строительство в 40-80-е годы. С 1563 работы вел Джакомо делла Порта
Собор Святого Петра в Риме
Ватикан 1546-1593 назначен главным архитектором собора после смерти Антонио да Сангалло, заканчивал купол Джакомо делла Порта
Церковь Сан Джованни деи Фьорентини Рим 1550-1559
Библиотека Лауренциана Флоренция 1559-1571 заканчивали строительство Вазари и Амманнати
Перестройка дворца Консерваторов в Риме Флоренция 1559-1571 считается, что здесь впервые применен гигантский ордер (на несколько этажей), получивший впоследствии широкое распростронение

Церковь Иль Джезу в Риме
Рим 1568—1584 строили  Джакомо да Виньола, Джакомо делла Порта
Палаццо Фарнезе Рим 1546-1589 принял работы после Антонио да Сангалло Младшего, ввел ряд изменений, в том числе на главном фасаде Микеланджело, достраивали Виньола, Джакомо делла Порта
Санта-Мария деи Анджеле Рим 1561-1566 Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Santa Maria degli Angeli e dei Martiri)
Городские ворота Порта Пиа Рим 1561 верхняя часть возведена позднее

Инженерные работы

В 1529 году Микеланджело стал главным комиссаром крепостных сооружений Флоренции. На случай военных действий он был назначен одним из десяти руководителей народной милиции. Великий художник придерживался республиканских убеждений.

Со свойственной ему страстностью и непоколебимостью, Микеланджело принимает активное участие в разработке плана обороны города, берется за составление проектов городских и окрестных укрепленй Флоренции, причем сам же руководит их возведением. Вазари указывает на проявленную Микеланджело в этом деле способность и находчивость инженера: «Холм Сан-Миниато опоясал он бастионами, которые делал не из дерна, бревен и хвороста, не так грубо, как это практиковалось, а на срубе из каштанов и дубов и иного крепкого материала, и вместо дерна взял высушенные на солнце кирпичи из пакли и навоза, выровненные очень тщательно». Работая над укреплением города, Микеланджело не забывал скульптуры. В это время он как раз исполнял статуи для Новой сакристии Сан-Лоренцо.

Микеланджело принадлежит также проект фортификационных сооружений в Борго. По укреплению Борго было представлено много проектов, в том числе модель Сангалло, однако вариант Микеланджело был признан наилучшим и позднее им осуществлен.

Техническая прозорливость Микеланджело, его знания в конструировании сооружений видны из следующего факта, рассказанного Вазари. Микеланджело как виднейшему инженеру поручено было восстановление одного из больших римских мостов. Художник составил проект укрепления устоев моста кессонами, однако из-за занятости к работам приступить не мог. Проект был передан для осуществления другому строителю, который в целях дешевизны допустил ряд крупных конструктивных изменений. Узнав об этом, Микеланджело выразил опасение, что после изменения проекта мост не выдержит нагрузки и разрушение его неминуемо. Предположение его оправдалось: спустя несколько лет мост при половодье рухнул.