Архитектор Леонардо да Винчи, автопортрет

Leonardo di ser Piero da Vinci
1452 — 1519 гг.
Италия, Франция
Ученый, инженер, живописец, скульптор, архитектор итальянского Возрождения

Биография

Наследие Леонардо охватывает многие области знания: инженерию, механику, термодинамику, оптику, термодинамику, геологию, гидравлику, ботанику, анатомию, а также изобразительное искусство и архитектуру. Изучение творчества Леонардо-архитектора затруднено, так как из его архитектурных работ ничего не сохранилось. Достоверных сведений о его постройках и проектах немного, а архитектурные и градостроительные идеи Леонардо, отразившиеся в текстах рукописей и рисунках, не образуют единой систематизированной теории.

Первый период творчества Леонардо связан с Флоренцией. С 15 лет обучался в мастерской известного флорентийского скульптора и живописца Андреа Вероккьо, где освоил рисунок, живопись, скульптуру, бронзовое литье. В 1472 году был принят во Флорентийский цех живописцев и вскоре самостоятельно занялся живописью. С 1482 года Леонардо находится в Милане на службе у герцога Лодовико Моро в качестве придворного инженера, художника и архитектора. Известно, что в Милане помимо проекта конной статуи Франческо Сфорца Леонардо занимался инженерными работами и работами по украшению герцогского замка. К 1489 году относится проект временного парадного портика, заказанного Леонардо по случаю бракосочетания Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской. В 1487-88 годах Леонардо был приглашен в качестве консультанта на строительство собора в Павии. В 90-х годах XV века он работал во владениях Сфорца в Вилжевано. В 1499 году, после падения Лодовико Мро и захвата Милана французами, Леонардо переезжает в Мантую, Ваприо, Венецию. В Венеции проектирует оборонительные сооружения, предназначенные для защиты от турецкого нападения. Затем во Флоренции Леонардо дает технические советы по строительству церкви Сан-Сальваторе. К 1502 году, находясь на службе у Чезаре Борджиа, путешествовал по Романье, Умбрии, Тоскане, инспектируя оборонительные сооружения и выполняя топографические планы в Пезаро, Римини, Имоле, Фаэнце, Форли и других городах.

Ко второму периоду пребывания Леонардо в Милане, теперь уже при дворе французского правителя Милана Шарля Д’Амбуаз (1506-13), относятся проекты капеллы Санта-Мария делла Фонтана, проект дворца, а также канала, который должен был соединить город с озером Комо. В 1510 году выходит в сет сочинение Луки Пачоли «О Божественных пропорциях» («De divina Proportione»), для которого Леонардо выполнил рисунки «правильных тел». В 1513 году Леонардо отправляется в Рим, где занимается археологическим изучением древнего порта Чивитавеккья, совершает поезду в Парму, Болонью, Флоренцию.

В 1517 году он покидает Италию и отправляется ко двору Франциска I, который дает ему титул Главного живописца, архитектора и инженера короля. Во время пребывания во Франции Леонардо создавал декорации и особые механические приспособления для празднеств, проектировал ирригационный канал, работал над проектом королевского замка Роморантэн. После смерти Леонардо все его труды перешли к его другу и ученику Франческо Мельци.

Архитектурные и градостроительные идеи Леонардо тесно связаны с его естественно-научными изысканиями, натурфилософскими представлениями. Город, его малое подобие, дом и храм – главные темы архитектурных фантазий Леонардо. Отправная точка представления о городе – идея подобия человеческому и в целом природному организму. Общие внутренние законы, по которым живут и человеческое тело, и геологические структуры, — тело Земли, единые законы движения, пронизывающие природный мир, — должны, по мысли Леонардо, быть основой для организации городского пространства. Город с его улицами, каналами, домами, жизненными функциями подчинен этим универсальным законам.

Подобно городу, жилище должно быть устроено рационально, соответствовать потребностям жизни. И независимо от того, является ли постройка жилым домом, светским сооружением или храмом, ей в городе должно быть отведено достаточно пространства, что важно не только с точки зрения городской санитарии, но и потому, что любое здание «обязательно требует возможнсоти обзора со всех сторон, дабы продемонстрировать свою истинную форму».

Особое пространство в городе Леонардо занимает храм, который возвышается в центре открытого пространства, господствуя над ним, являя взору совершенство упорядоченных по законам гармонии идеальных форм. Леонардо в своих рисунках обращался к разным видам центрических храмов: круглому, восьмигранному, окруженному венцом радиально расположенных капелл или с капеллами, утопленными в толще стены, а также к храму, сочетающему базиликальную структуру с развитием центрических хорд.

Архитектурные и градостроительные идеи Леонардо оказали существенное влияние на развитие целого поколения архитекторов, несмотря на то, что его проекты в основном не были воплощены в жизнь.