Вилла Савой (Savoy)
Интерьеры и детали виллы крупно и подробно
Архитектура виллы Савой
- Каркас. Ле Корбузье первым оценил эстетические возможности железобетонного каркаса. Панели перекрытий на отдельно стоящих опорах позволили осуществить свободную планировку внутри здания. Наружные стены превратились из элемента конструкции в оболочку геометрической формы в духе пуризма. В 1926 году Ле Корбузье сформулировал «5 принципов современной архитектуры»: свободная планировка; столбы-опоры; ненесущая фасадная стена; ленточные окна; плоская крыша-сад.
- План нижнего этажа. Внизу расположены служебные помещения и зал для приемов. Полукруглый подъезд для машин позволяет подъехать непосредственно к входной двери. Внутри здания движение продолжается по пандусу, который пересекает все основные жилые зоны и приводит на террасу на крыше.
- План 2-ого этажа. Значительную часть 2-ого этажа занимает терраса, которую закрывает внешняя стена-экран, прорезанная лентой окна. Терраса превращена в наружную комнату, она продолжает внутренние помещения, соединяясь стеклянными раздвижными дверями с жилой комнатой и спальней. Такое соединение помещений позволяет варьировать их использование.
- Бельэтаж. Ле Корбузье использовал идею бельэтажа, характерного для палаццо итальянского Возрождения, подняв жилые помещения на 2-й этаж, с балконов и террас которого открывается прекрасный вид.
- Ненесущий фасад. Колонные отодвинуты вглубь от наружных стен. Сами стены играют роль декоративного экрана, закрывающего конструктивный каркас. Глухие стены подчеркивают геометричность здания, крупные окна позволяют увеличить доступ света.
- Терраса на крыше. Плоская форма крыши подчеркивает геометрическую форму дома, выполненного в стиле кубизма. На крыше устроены сад и терраса-солярий.
- Белые фасады. Белые фасад делают виллу похожей на океанский лайнер и составляют яркий контраст с насыщенными цветами отделки интерьеров.
- Ленточные окна. Навесная конструкция стен позволила протянуть ленточные окна сплошной полосой вдоль всех фасадов. Окна усиливают горизонтальность композиции дома. В то же время они как бы обрамляют прекрасные виды, открывающиеся на окрестности из помещений виллы.
- Композиция. Когда смотришь на дом издали, от границы участка, он поражает гармонией композиции, сравнимой с палладианскими виллами типа знаменитой виллы-«Ротонды».
История здания в письмах
В сентябре 1936 года (7 лет с завершение строительства)
Мадам Савой:
“В холле капает с потолка, над пандусом капает с потолка, а стена гаража полностью протипана водой. Более того, у меня в ванной тоже по прежнему капает с потолка, и в плохую погоду ее заливает, потому что вода хлещет через световой люк”.
Ле Корбуюзье обещал все исправить, однако напоминал своей заказчице какой восторг вызвала вилла у публики и архитектурных критиков:
“Вам стоило бы поставить в холле первого этажа столик, положить на него альбом и просить всякого гостя записывать там свое имя и адрес. Вот увидите, сколько ценных автографов вы соберете”.
“После многочисленных требований с моей стороны Вы наконец признали, что жить в доме, который Вы построили в 1929 году, невозможно. Речь идет о Ваших обязательствах, поэтому я не должна брать на себя требуемые расходы. Пожалуйста, незамедлительно сделайте так, чтобы в нем можно было жить. Я искренне надеюсь, что мне не придется решать эту проблему через суд”.
Икона архитектуры 20-ого столетия избежал суда только по одной причине — началась Вторая мировая война, и семья Савой вынуждена была бежать из Парижа. Исключительная по своей красоте, “машина для жизни” Ле Корбузье оказалась почти не пригодна для проживания в ней.
- Анисимова И.И. Уникальные дома (от Райта до Гери): Учеб. пособие по спец. "Архитектура". - М.: Архитектура-С, 2009. - 160с., ил.
- Нил Стивенсон Архитектура Архитектурные шедевры со всего мира Издательство "Дорлинг Киндерсли" Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва