Альгамбра
Загрузить чертежи:
Завоевание Испании маврами в 711 году положило начало их 8-вековому господству на Пиренейском полуострове. Лишь в 1492 году войска христиан окончательно изгнали арабских завоевателей. Крепость-дворец Альгамбра в Гранаде оставалась последней цитаделью мусульман. В этот период, отличавшийся религиозной терпимостью, Испания стала одним из очагов культуры и образования в Европе. Арабские правители принесли с собой традиции мусульманского зодчества с его культом воды, — зодчества, которое победило летний зной пышными садами и тенистой прохладой двориков. Альгамбра воплотила всю изысканность и утонченную роскошь Востока. После изгнания мавров и объединения Испании в ней размещалась резиденция Изабеллы Кастильской (1451-1504 гг.) и Фердинанда Арагонского (1452-1516 гг.). Альгамбра с ее чередой залов, сменяющих друг друга как в сказке, тончайшим каменным кружевом колоннад и благоухающими во внутренних дворах садами хранит полное тайны очарование и напоминает о богатейшей восточной культуре, которая развивалась параллельно с христианским искусством европейской готики.
Начало строительства Альгамбры воходит к 1238 году. Однако основные сооружения были возведены эмирами рода Насридов, главным образом Юсуфом I (правил с 1333 по 1354 года). Под защитой мощных крепостных стен расположился целых город с дворцовым комплексом в середине. Это был период расцвета арабской культуры, время бурной политической жизни. Мусульманские традиции пустили в Гранаде глубокие корни. После возвращения Испании в руки христиан в стране возник единственный в своем роде сплав двух культур.
Архитектура дворца
- Альгамбра – дворец-крепость. Стены Альгамбры возвышаются на фоне горных склонов Сьерра-Невады. Дворец, по сути, является хорошо защищенной крепостью, выстроенной на месте укрепления XI века. Суровость наружного облика ансамбля резко контрастирует с убранством внутренних дворов. Эта характерная особенность мусульманского зодчества противостоит принципам классической западной архитектуры, в которой внешний вид здания определяет его внутреннее устройство.
- Внутренний двор. Во внутренний двор выходит парадные залы и жилые покои. Расположение комнат лишено строгого порядка – это позволяло легко менять их назначение. В мусульманской архитектуре, так же как и в архитектуре Древнего Рима и Китая, традиция устройства дворцовых дворов уходит в глубь времен. Изысканное убранство дворов, предназначенных для отдохновения, оживляло внешне суровый крепостной ансамбль, наполняя его светом и пышной зеленью.
- Мукарны. Своды арок образованы мукарнами – характерными для мусульманского декора выступами, нависающими друг над другом рядами, как сталактиты. Их сложный геометрический узор напоминает пчелиные соты.
- Райский сад. Первоначальные арабские названия помещений до нас не дошли. Так называемый Дворик львов, разделенный на четыре части крестом мраморных стоков, полных воды, когда-то был засажен благоухающими цветами и напоминал яркий ковер. Такой двор-сад воплощал собой мусульманские представления о рае.
- Фонтан. В центре двора – фонтан в виде большой чаши, которую поддерживают 12 каменных львов. Из львиных пастей текут тонкие водяные струйки и, играя, падают в бассейн. Брызги наполняют сухой воздух влагой, а журчание струй дарит ощущение прохлады и покоя.
- Стоки для воды. Двор вымощен плитами. Вода по прорезанным в плитах 4-м узким стокам стекает от павильонов к расположенному в центре фонтану.
- Зал королей. Зал королей занимает восточную часть Дворика львов. Пространство зала организуют 3 расположенные друг за другом узорчатые гипсовые арки со сталактитообразным декором в форме пчелиных сот. Поверхность стен и потолков вышно украшена изразцами и резьбой по гипсу с затейливой паутиной геометрических узоров. По одной стороне узкого и длинного зала расположены 3 портика, выходящие во двор. По другой – обрамленные арками альковы с уникальной росписью потолков, выполненной по обшивке из бараньей кожи.
- Королевская резиденция. Дворец построен на месте, где прежде находилась крепость Алькасада, датируемая XI веком. Дворцовые дворы, объединенные анфиладами личных покоев и парадных залов, спускаются вниз по уступам холма.
- Двор воды. Прямоугольный двор закрыт со всех четырех сторон: по бокам тянутся сплошные стены, торцы замываются аркадами. По центру проходит наполненный водой канал, обрамленный светлыми на фоне зелени дорожками. Двор относится к садам Хенералифе – летней резиденции альгамбрских государей, тенистые веранды которой возвышаются над городом.
- Узор. Арки покрыты тонкой орнаментальной резьбой, выполнявшейся по сырому гипсу. Яркие лучи солнца рождают на поверхности рельефного каменного кружева живую игру света и тени.
- Мусульманский декор. Характерная черта мусульманского декора – орнамент с геометрическими, растительными мотивами и причудливой арабской вязью. Разнообразные ажурные узоры с тончайшей проработкой деталей объединяют отдельные части интерьера в единой целое.
- Композиционные ритмы. Сложные ритмы, возникающие в результате повторяющихся элементов аркады, расположение изящных колонн, стоящих то одиноко, то по две или по три, создают в небольшом дворе ощущение исполненного легкости простора.
- Львы. Алебастровую чашу поддерживают львы – древний символ царской власти. Архаичные фигуры зверей были куплены Юсуфом в усадьбе X-XI веках, находившейся неподалеку от Гранады.
- Боговая И.О.,Фурсова Л.М. "Ландшафтное искусство", Агропромиздат, 1988 г.
- Нил Стивенсон "Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира" Издательство "Дорлинг Киндерсли" Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва
- П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.
- Ожегов С.С. “История ландшафтной архитектуры” Архитектура-С. Москва. 2003