Собор Василия Блаженного в Москве
В ознаменование победы на Казанским ханством, одержанной в 1552 году войском под предводительством царя Ивана IV, в Москве на Красной площади был построен Покровский собор что на рву (второе название – храм Василия Блаженного). Сооруженный русскими зодчими Бармой и Постником, храм превратил традиционную шатровую церковь в символ национального единства. В облике собора органично соединялись черты многобашенных деревянных церквей русского Севера и детали кирпичной архитектуры центра Руси.
В рисунке убранства башен заметно влияние архитектуры Возрождения, известной на Руси благодаря торговым связям с Венецией. Центральная церковь Покрова Богородицы окружена восемью башнями часовен с луковичными куполами. В 1588 году с северо-восточной стороны к собору пристроили придел, где был похоронен Василий Блаженный (почитаемый московский юродивый). Яркие, живописные луковицы куполов, богатые и красочные изразцовые украшения, придающие храму сказочную нарядность, появились в конце XVI-XVII веков.
Архитектура собора
- Центральная церковь. Вокруг центральной церкви возведены 4 предела с основанием в виде восьмигранника. Между ними по диагонали расположены четыре другие, меньшие по высоте башни.
- План. По главным осям высокой центральной церкви поднимаются восьмигранные приделы меньшей высоты; по ее диагоналям – четырехгранные и многогранные низкие башни. из этого простого и ясного плана выросла сложная скульптурная форма храма.
- Шатровая церковь. Ярусная композиция шатровой церкви напоминает традиционные деревянные храмы русского Севера.
- Символ объединения. Центральная церковь, окруженная приделами, символизирует объединяющую роль Москвы в формировании Русского государства.
- Луковичный купол. Точно не известно, откуда в христианской архитектуре появились главы в форме луковицы; возможно, определенные влияние оказала церковь Гроба Господня в Иерусалиме. Луковичный купол напоминает и детали мусульманской архитектуры, и восточнее мотивы зодчества Византии.
- Рустованные колонны. Грубоватые кольца на угловых колоннах башни напоминают рустованные стены и колонны итальянского Возрождения.
- Разнообразие стилей. Романская аркада, готические щипцы и ренессансные мотивы в сочетании с крепостными бойницами и луковками куполов представляют впечатляющую смесь традиций Запада и Востока.
- Высокий постамент. Храм построен на склоне, спускающемся к Москве-реке, поэтому под него подведен высокий каменный подиум, который выравнивает площадку под заднием.
- Купола. В конец XVI века вместо шлемовидных глав появились нарядные луковичные купола. В середине XVII века многоцветное декоративное убранство в обилие деталей на краснокирпичных стенах полностью изменили облик храма, первоначально побеленного.
- Кокошники. Кокошники – это слепые арки, полукружия которых поднимаются ярусами, подчеркивая устремленность башен ввысь.
- Смолина Н.И. "Традиции симметрии в архитектуре" - М.: Стройиздат, 1990г.
- “Всеобщая история искусств” том II, книга первая “Искусство”, Москва, 1960
- "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
- П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.