Поле Чудес, пизанская башня и собор (Пьяцца деи Мираколи) / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Поле Чудес, пизанская башня и собор (Пьяцца деи Мираколи)

Название: Square of Miracles, Piazza dei Miracoli (it) (en)
Другие названия: Пьяцца деи Мираколи
Местонахождение: Пиза, Палермо (Италия)
Создание: 1063 - конец XIII века
Стиль: Романский стиль
Архитектор(ы): Бускето ди Джованни Джудиче (собор), Бонанно Пизано (колокольня)

С ростом влияния богатства христианской церкви в эпоху Средневековья храмы становились все величественней и грандиозней. Примером может служить всемирно известный архитектурный ансамбль (собор, баптистерий и кампанила, или колокольня) в итальянском городе Пиза. Прогресс в конструкции каменных сводов и круговая аркада (сократившая толщину стены) открыли новые возможности в освещении и декоре храма, наиболее полно развившиеся позже, в архитектуре готики. В Италии памятники романской эпохи в течении нескольких веков оставались образцом архитектурных форм и стиля. Несмотря на отпечаток византийского влияния, они тем не менее воплощают собой непрерывностью традиции, связывающей античность и Средневековье. Простая, прямоугольная в плане, базиликальная форма ранних христианских церквей с главным и боковыми нефами восходит к IV веку. Под влиянием практики литургии, требовавшей увеличения площади, возник трансепт, и церковь обрела крестообразный план.

Архитектура Пизанского ансамбля

  1. Романский свод. Развитие техники возведения каменных сводов позволило расширить неф и внести пространственное разнообразие в прямоугольный план базиликальной церкви. Неф Пизанского собора сравнительно узок, так как конструктивные возможности его конструктивные возможности его коробового свода ограничены по сравнению с гибкостью ребристого свода, опирающегося на стрельчатые арки. Средокрестье (место пересечения продольного и поперечного нефа) не имеет того композиционного значения, которое получит в зданиях центрического плана эпохи Возрождения.
  2. Мраморная облицовка. Характерная черта фасада Пизанского собора – облицовка разноцветными мраморными плитами. Колонны классического ордера с коринфскими капителями оттеняют этот строгий, но нарядный  декор.
  3. Колоннада. Верхнюю часть главного фасада украшает легкая аркада с тщательно проработанными деталями – характерная черта итальянских построек романского стиля.
  4. Фронтон. Ритмически повторяющиеся на фронтоне воздушные аркады в сочетании с многоцветными мрамором создают неповторимый облик Пизанского собора.
  5. Баптистерий (крещальня). Баптистерий (1153-1265 гг.) был построен по проекту Диоти Сальви. Необычный силуэт купола с выступающими ребрами свидетельствует о его сложной конструкции. Наружный купол перекрывает диаметр круглого помещения, а внутренняя оболочка в виде конуса опирается на колоннаду.
  6. Купол. Купол из кирпича и камня был возведен в 1090 году. Аркада, идущая снизу по диаметру, закончена в 1383 году.
  7. Аркада. В романской архитектуре арки и колонны внешней аркады стали главным декоративным элементом украшения фасадов.
  8. Каркасная система. Со временем арки и колонны превратились из декоративных в важнейшие структурные элементы фасада. Повтор сочетания этих мотивов позволили снять нагрузку с несущей стены. Развитие этой тенденции в готической архитектуре привело к полному преобразованию каркасной системы здания.
  9. Мраморные полосы. Стены облицованы плитами цветного мрамора. Они образуют следующие в определенном порядке горизонтальные полосы. Такой тип декора был популярен в Центральной Европе (яркий пример такого декора  —  Сиенский собор Успения Пресвятой Девы Марии).
  10. Средокрестие. Первоначально над средокрестием была возведена башня. Каменный купол сменил ее позднее, в соответствии с модой, зародившейся во Флоренции в XIV веке и получившей распространение в архитектуре тосканских церквей.
  11. Падающая башня. Колокольня (1174-1271 гг.) опасно накренилась, отклонившись от вертикали на 4,2 метра. Угол наклона продолжает увеличиваться на 1,1 за десятилетие – когда-нибудь это неизбежно приведет к гибели памятника.
  12. Оседание почвы. Башня накренилась и начала оседать еще во время строительства. В попытке найти противовес два ее верхних яруса были построены в виде клина, смещенными в сторону, противоположную падению.
  13. Основания. Основание башни оказалось непропорционально низким по отношению к ее высоте, из-за чего давление на фундамент превысило норму, принятую в строительстве. Башня продолжает падать из-за неравномерной осадки грунта, просевшего на 10 метров.
  14. Нефы. По сторонам от главного нефа располагаются боковые нефы – здесь размещаются иконы и капеллы, посвященные разным святым. Такое архитектурное решение стало возможным благодаря новой конструкции каменных сводов, а также колоннаде, на которую опирались стены главного нефа.
  15. Апсида и трансепт. Развитие форм христианского богослужения со временем привело к тому, что архитектура храма обрела крестообразный план и центральную башню. Апсида – изначально просто ниша в восточном конце нефа – увеличилась в размерах, так как в ней стали совершаться некоторые обряды мессы. Плечи креста удлинились, дав место капеллам.
  16. Колонны. Многие из гранитных колонн датируются древнеримским периодом. При возведении новых зданий развалины ранних построек нередко служили строительным материалом.

История и причины наклона Пизанской башни

Еще при жизни мастера Бонанно, после возведения первой секции высотой в одиннадцать метров, башня накренилась и со временем наклон этот все увеличивался. По окончании строительства третьего этажа, в 1186 году работы прекратили.

Hо пизане тоже не захотели примириться с неудачей. Спустя почти пол-столетия, в 1233 году был выстроен четвертый этаж, а еще через двадцать шесть лет — одним приемом пятый и шестой. Тогда башня вновь накренилась. Прошло еще девяносто лет, прежде чем пизане решили завершить злополучную башню, надстроив ее относительно легкой колокольней. Таким образом, по прошествии 164 лет, башня, наконец, была завершена.

Наклонение ее, однако, не прекратилось, и к середине прошлого столетия вызвало уже такую тревогу, что архитектору по имени Герадеска поручили расследовать причину этого явления. Под его руководством возле башни вырыли глубокую канаву, из которой внезапно забил источник. Решили, что вода вымывает почву из-под фундамента башни. Однако химический анализ показал другое: в воде почти не оказалось растворенных частиц.

Спустя почти целое столетие, австрийский профессор Карл Терцаги стал искать совсем по другому следу. По существу, с его именем связано основание науки о механике грунтов. И теперь, можно сказать, что именно замечательное объяснение наклона пизанской башни вынудило сомневающихся признать эту новую отрасль инженерной науки.

Терцаги стал рассматривать ход оседания башни во времени. Для этого он имел совершенно точные данные. Ибо строители делали настил каждого отдельного этажа строго горизонтальным, но к тому времени, когда они приступали к следующему этажу, предыдущий уже наклонялся. Эти отклонения от прямых углов ясно видны и на фотографиях башни. Зная, когда был выстроен каждый этаж, можно проследить процесс наклонения.

Результат исследований Терцаги показал чрезвычайно интересную картину. Поначалу башня оседала очень сильно, с годами же этот процесс постепенно замедлялся и теперь составляет всего 1,2 мм в год. Явление это очень напоминало процесс вытеснения воды из пространства между частицами глины. Но пизанская колокольня стояла на песке. По предложению Терцаги все же проконтролировали, не ошибся ли Герадеска в определении грунта. Результаты первых дней бурения целиком подтверждали прежние данные: пробы, выходящие из скважины на поверхность, указывали на песок. Бурили уже на глубине 11 метров, когда вдруг наткнулись на слой глины, оказавшийся столь глубоким, что нижней границы его так тогда и не удалось достичь. Предположения австрийского профессора подтвердились .

Первоначальный наклон башни был вызван, вероятно, какой-то незначительной причиной. Но раз уж он случился, то неизбежное сжатие мягкого глинистого грунта вызвало дальнейшее накренение. Таким образом, процесс усугублял самое себя. При толщине слоя глины в 30 метров, время вытеснения из него воды составляет 680 лет. Если же слой глины простирается еще глубже (что можно предположить), то крен пизанской башни продолжался бы еще в течение столетий, покуда, потеряв равновесие, она не рухнула бы.

Для спасения башни специалисты разработали целый ряд предложений. В конце 1930-х годов под фундамент ее был нагнетен цемент, перестали звонить в колокола и отвели транспорт из района башни. Эти меры некоторое время казались достаточными, но после боя при Арно крен вновь усилился.

С 1990-х годов по конец 2010 постоянно проводились всевозможные реставрационные работы по спасению башни, скорость ее падения удалось замедлить. На сегодняшний момент угол ее наклона исправлен с 5° 30′ до 3° 54′.