Вилла Фарнсуорт (Стеклянный дом) / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Вилла Фарнсуорт (Стеклянный дом)

Название: Farnsworth House (en)
Другие названия: Дом Фарнсуорт / Стеклянный дом / Вилла Фарнсуорт
Местонахождение: Фокс-Ривер, под Чикаго (штат Иллинойс), Чикаго (США)
Создание: 1946 - 50 гг.
Стиль: Функционализм
Архитектор(ы): Мис Ван дер Роэ
Основатель/Заказчик: Врач Эдит Фарнсуорт

Стеклянный дом Филлипа Джонсона (ученик Мис ван дер Роэ)

Архитектор Мис ван дер Роэ и его метод

Среди мастеров современного зодчества Мис ванн дер Роэ был, пожалуй, самым последовательным приверженцем раннего модернизма – стиля подчеркнуто геометрических форм.

В отличие от Ле Корбюзье и Алвар Аалто, которые после увлечения чистыми формами обратились к поискам более сложных пластических эффектов или к мотивам народного творчества, Мис ванн дер Роэ всю жизнь разрабатывал один архитектурный стиль. Он умел достичь максимального художественного эффекта минимальными средствами, сочетая жесткую стальную конструкцию и прозрачный стеклянный объем. Главную идею минимализма Мис Ван дер Роэ выразил в знаменитом афоризме: «Малое заключает в себе большое». Дом Фарнсуорт, расположенный на северном берегу реки Фокс в 96,5 км от Чикаго, замышлялся как современная вилла, в которой можно укрыться от городской суеты. Назначение дома, а также лаконичные архитектурные формы, которыми были знамениты храмы античной Греции, роднят творение Мис ванн дер Роэ со знаменитой виллой «Ротондой» Андреа Палладио, построенной четырьмя веками раньше.

Безукоризненно простая конструкция, помещенная в идиллический ландшафт, является ярким воплощением модернистской сдержанности и классической простоты.

Дом Фарнсуорт был построен по заказу доктора Эдит Фарнсуорт для воскресного отдыха. По окончании строительства хозяйка заявила, что недовольна его результатом. Несмотря на это, она жила в этом доме на протяжении 17 лет.

Архитектура виллы Фарнсуорт

  1. План. План отражает идею максимальной прозрачности здания и его зрительной связи с ландшафтом. Дом состоит из трех сообщающихся зон: открытой приподнятой над землей площадки, затененной крышей террасы и остекленной жилой части. В закрытом перегородками центральном помещении расположены две ванные комнаты, кухня, ками и кладовки. Так же скрыты все инженерные сети, поэтому чистота и простота фасадов не нарушены ни трубами, ни проводами.
  2. Интерьер. Ванные комнаты и хозяйственный блок, расположенные в центре здания, окружены легкими перегородками. Остальные помещения едва намечены и как бы перетекают одно в другое. Скупо обставленные спальни, гостиные и столовые предполагают у обитателей дома спартанские привычки.
  3. Мраморные плиты. В мраморные плиты вставлены дренажные трубки для пропуска влаги. Это обеспечивает ровное мощение крыльца, создавая идеально гладкую горизонтальную поверхность.
  4. Вертикальная стойка. Стальные вертикальные стойки поднимают пол над землей на высоту 1,2 метра. Кажется, что здание парит в воздухе.
  5. Безупречная чистота. Оцинкованная стальная рама окрашена белой эмалью и отполирована до блеска. Безукоризненная отделка скрывает все строительные швы.
  6. Скрытые узлы конструкции. Стальная рама сварена с виртуозным мастерством и точностью. Швы тщательно загрунтованы, скрыты и все прочие узлы конструкции.
  7. Минимализм. Сдержанная элегантность стальных конструкций и остекления достигнута путем тщательной обработки каждой детали строения – все инженерные сети, дренажи, стыки элементов каркаса очень точно подогнаны друг к другу. Строгий, аскетичный  стиль архитектурных произведений Мис ванн дер Роэ и его последователей получил название «минимализм».
  8. Сплошное остекление. Панели сплошного остекления помещены между стальными стойками каркаса и прочно установлены в стальных пазах. Вентиляция осуществляется через двери и единственное открывающееся окно.
  9. Прозрачность. После того как близ дома проложили дорогу, а через реку устроили переправу, стены пришлось закрыть от любопытных взоров шелковыми шторами. Стеклянный куб утратил свою прозрачность.
  10. Ступени лестницы. Открытая площадка замощена травертином, из него же сделаны прямоугольные ступени лестницы, по форме похожие на горизонтальные панели.

    Источники:

  • Анисимова И.И. Уникальные дома (от Райта до Гери): Учеб. пособие по спец. "Архитектура". - М.: Архитектура-С, 2009. - 160с., ил.