Театр Олимпико в Виченце / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Театр Олимпико в Виченце

Название: Teatro Olimpico (it), Teatro Olimpico / Olympic Theatre (en)
Другие названия: Олимпико
Местонахождение: Виченца (Италия)
Создание: закончен в 1580 г.
Стиль: Палладианство, Классицизм
Архитектор(ы): Андреа Палладио
Основатель/Заказчик: «Академии олимпийцев» Виченцы

Все средневековые театры строились из дерева и потому быстро разрушались. Мы имеем о них лишь описания, из которых видно, что они строились по образцу античных театров с полукруглым зрительным залом и местами, расположенными амфитеатром.

До нашего времени сохранился один из лучших театров того времени — Олимпико в Виченце.

Уже в 1540 г. Серлио построил в Виченце деревянный театр, о котором он сам говорит, что это один из самых больших театров его времени, но театр постигла общая судьба и он просуществовал недолго. В 1580 г. Академия Олимпико решила построить собственный монументальный театр, осуществление которого было поручено одному из членов этой Академии — Палладио.

Отведенное для этого театра узкое место помешало Палладио полностью следовать при постройке театра указаниям Витрувия, и он был вынужден дать своему театру форму не полукруга, а полуэллипса.

Сиденья в театре, как обычно, были расположены амфитеатром, концентрическими полуэллипсами. Прием решения амфитеатра в виде полуэллипса явился новой, совершенно неизвестной до того формой. В целях экономии места Палладио должен был отказаться от радиальных ступеней к отдельным рядам, как это было в античном театре, а сделал ряды непрерывными. Вы’ше последнего ряда мест была устроена колоннада. В углах за рядами были лестницы, к которым можно было подойти через открытую колоннаду. Сцена была отделена от орхестры по прямой линии, а орхестра от нижнего ряда эллиптической кривой.

Сцена сзади была ограничена стеной, представлявшей богато проработанный фасад дворца. В этой стене было три двери, от которых отходили перспективно поднимавшиеся и сокращавшиеся улицы. Перспективные улицы были декоративно застроены замечательными по красоте и разнообразию сооружениями. На задний план подымающихся кверху улиц ставили вырезанные из картона и дерева фигуры людей соответствующего по перспективе размера

Сцена с таким же порталом была устроена и Скамоцци в Мантуе. Это устройство освобождало от необходимости применения специальных декораций и занавеса. Богато обработанный портал был очень удобен как фон, на котором не только разыгрывались сцены спектакля, но размещались также разнообразные группы актеров, как это было принято в тогдашних постановках апофеозов.

Постройка театра Олнмпико была начата 23 марта 1580 г., а 19 августа этого же года Палладио скончался. Таким образом ему не удалось увидеть сооружение театра законченным. К этому времени оставались недостроенными сцена и портал. Строительство театра перешло к Скамоцци, закончившему его в 1584 г., но открытие театра состоялось только в 1605 г.

Один из современников постройки этого замечательного театра свидетельствует, что театр вмещал 5 400 зрителей. Однако, по новейшим исследованиям, указанное количество зрителей весьма преувеличено: театр Олимпико едва мог вместить 1 000 чел.

Интересно приведенное в литературе указание: французский путешественник Де-ла-Ланд, посетивший этот театр в 1776 г., отметил, что орхестра театра была углублена, но пол ее в необходимых случаях мог быть поднят, и тогда получалась общая площадь пола орхестры и сцены. В настоящее время пол орхестры не поднимается, и для сообщения сцены с орхестрой служат две лесенки.

Построение кривой амфитеатра и сцены

Кривая полуэллипса построена из трех центров. Основные членения сцены получаются путем римского построения четырех треугольников, вписанных в круг, радиус которого равен расстоянию от переднего края сцены до последнего ряда мест. Край сцены проходит через центр, т. е. является диаметром круга. Глубина и ширина задней стены определяются основанием среднего треугольника. Кривая внутреннего эллипса является касательной к сторонам двух треугольников.

Главные размеры этого театра: ширина сцены 24,70 м, глубина — 6,80 м\ ширина орхестры 18,00 м, глубина — 6,70 м. Расстояние от края барьера орхестры до задней колоннады 8,00 м. Амфитеатр заключает 13 рядов мест. Высота сцены над полом орхестры 1,50 м. Высота от пола орхестры до уровня первого ряда мест 2,80 м. Высота сцены (до перекрытия) 14,60 м. Высота последнего ряда мест над уровнем сцены 6,50 м.

Архитектура театра Палладио, задавшегося целью воссоздать в XVI в. античный театр, замечательна. Зал и сцена так же, как и в классических римских театрах, представляют удивительную цельность. Широко открытая на всю высоту совершенно античная сцена непосредственно сливается с объемом зала, перекрытого на том же уровне, что и сцена. Задняя колоннада, окружающая амфитеатр, по ордеру и высоте колонн представляет естественное продолжение колоннады второго яруса портала и боковых стен, обрамляющих сцену. Круглые статуи, венчающие колоннаду, по размеру и по уровню расположения одинаковы со статуями, венчающими портал. Ниши в забранных частях задней колоннады со стоящими в них статуями способствуют полной увязке архитектуры зала с архитектурой сцены, где такие же статуи и ниши образуют пояс 2-го яруса.

Портальная стена, необыкновенно пластичная и превосходная по пропорциям членений, является непревзойденным образцом сценического обрамления. Вместе с уменьшением кверху членений стены по высоте Палладио ослабляет и рельеф декорации, применяя внизу круглые колонны, во втором ярусе — полукруглые н в аттике — плоские пилястры; внизу круглые статуи, над ними статуи в виде горельефа, и заполнение аттика плоским рельефом. Это сообщает большую тонкость и гармоничность обработке; богатство архитектуры ласкает, а не беспокоит глаз. Переход от рельефной колонны к плоской стене при помощи плоских боковых пилястров придает сочность прямолинейно решенной в плане стене. Ниши со статуями подчеркивают четкий и простой ритм. Перспективы уходящих улиц с богатой и разнообразной архитектурой нарушают монотонность плоской стеньг и удачно заканчивают общее впечатление архитектурного богатства портала.

Раскрытые части задней колоннады, чередующиеся с забранными частями ее, убранными нишами и скульптурой, сообщают большое развитие всему архитектурному ансамблю, необыкновенно удачно раздвигая границы этого по существу небольшого театра. Гармония и единство, которыми проникнута архитектура театра Олимпико, делают его одним из самых чудесных творений Палладио.

Скамоцци построил в Мантуе театр, в котором ему пришлось несколько вытянуть полукруглый зал из-за конфигурации участка. Амфитеатр заканчивался сверху колоннадной лоджией. Так же, как и в театре Олимпико, здесь была постоянная декорация, представлявшая открытую площадь с тремя нарисованными в перспективе улицами. Сцены того времени не имели сменных декораций, но были снабжены хорошо сконструированным оборудованием для опускания и подъема актеров и летательными машинами, необходимыми для представления тогдашних пьес.

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Олимпико — один из немногих театров Ренессанса. Палладио в этом сооружении использовал тип античного римского театра.

Места располагаются широким амфитеатром, к которому примыкает сцена с пятью расходящимися в перспективе лучами-проходами, пересекающими портал.

Современники Палладио отмечали удобства подобной планировки театрального здания, так как все основные, массовые действия проводились на авансцене, лучи же служили для отдельных мизансцен.

Театр Олимпико близок к античности. Проектируя театр, Палладио, безусловно, придерживался правил Витрувия. Зрительный зал, распределение мест, сцена, сама разбивка сценического портала, перспективные коридоры — все это построено по геометрическим законам и правилам, заимствованным от античных, главным образом римских, театральных построек. Наибольший интерес с архитектурной точки зрения представляет сам портал театра.

В театре Олимпико зодчий центральное место уделил скульптуре. В каждой нише, на каждой колонне — статуя, не считая множества фигур на фронтончиках над аркой; аттик сплошь покрыт барельефами. Однако фигуры эти однообразны, в них нет движения.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • Г. Б. Бархин "Театры" Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.