Собор Санта Мария дель Фьоре
- Первоначальный проект собора Арнольфо ди Камбио
- Проект и создание купола Филиппо Брунеллескu
История постройки
Собор, известный также под именем Санта-Мария дель Фьоре, начали стоить в 1296 году как готический храм, облицованный мрамором по традиции тосканской архитектуры романского периода. Грандиозный купол, самый высокий в Тоскане, вознеся над собором превосходства Флоренции в соперничестве средневековых городов-государств Италии. Постройка нефа завершилась в 1418 году. Конструкция нефа уже предопределила восьмигранную форму купольного барабану, опиравшегося на столбы, но решение задачи по возведению купола еще не было найдено.
Новаторский проект Филиппо Брунеллески сочетал в себе знание достижений готики и римского инженерного искусства со смелым практическим подходом. Достроенный мастером собор стал связующим звеном между средневековой готикой и архитектурой новой эпохи, проникнутой духом научных и эстетических изысканий. Брунеллески совершил переворот в развитии зодчества и проложил дорогу эпохе Ренессанса, превратившей Италию в центр новой культуры и искусства.
Архитектура собора
- Символ Флоренции. Грандиозный купол собора, покрытый темно-красной черепицей и связанный мощными белыми ребрами, будто царит над городом. Творение Брунеллески утвердило превосходство Флоренции над городами-соперниками – Пизовй, Сиеной и Луккой.
- Фонарь. Спроектированный Брунеллески беломраморный фонарь был завершен после смерти архитектора. Фонарь закрывает окулюс – круглое отверстие в вершине купола – и перераспределяет действие силы тяжести, уменьшая распор на стены барабана.
- Высокий купол. Впечатляющая высота купола, еще более увеличенная барабаном, потребовала профиля, который направил бы давление вертикально на опорную конструкцию. Барабан купола был дополнительно укреплен железными скобами.
- Ребра. В дополнении к 8 мощным ребрам, выступающим над поверхностью сегментов на 4 метра, в конструкции купола скрыты еще 16 ребер, лучами расходящиеся от центра.
- Многогранный купол. Проект отличали оригинальное конструктивное решение и продуманная строительная технология. Брунеллески соединил свободно опирающийся купол с многогранным куполом из 8 сегментов, уменьшив массу сооружения за счет пустоты между двумя оболочками. Древнеримская кирпичная кладка «в елку» и концентрическое расположение каменных блоков позволили впервые отказаться от кружал (временных деревянных помостов), которые невозможно было поставить при такой высоте и огромной ширине пролета.
- Укрепленный купол. Жесткость конструкции внутренней оболочки из камня и кирпича обеспечивают ребра, связанные рядами опоясывающих каменных колец. Внешняя оболочка купола выполняла роль защитного слоя.
- Каменные блоки. в основании купола размещены каменные блоки – перемычки между внешней и внутренней оболочками. На выступающих шипах крепился деревянный помост, на котором работали строители.
- Кампанила. Строительство кампанилы, или колокольни (1334-59 гг.), было начато Джотто и закончено уже после его смерти А. Пизано и Ф. Таленти. Стройная 4-ярусная квадратная башня высотой 84 метра украшена готическими окнами и лишена опорных столбов.
- Апсиды. В 1421 году площадь здания, крестообразного в плане, как все готические соборы, была увеличена за счет пристройки апсиды в форме полувосьмигранника. В апсидах разместились капеллы.
- Мраморные инкрустация. Разноцветные полосы мраморной облицовки и линии выступающих карнизов подчеркивают в облике собора горизонтальные членения – в противовес вертикальным, преобладающим в готической архитектуре Северной Европы.
Купол собора Санта Мария дель Фиоре
Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ
Обычно исторический обзор архитектуры раннего итальянского Ренессанса принято начинать именно с возведения Брунеллески купола собора Санта-Мария дель Фьоре, что отнюдь не объясняется какими-нибудь узкими традициями, а имеет свое обоснование.
Задача возведения купола собора Санта-Мария дель Фьоре была не только чрезвычайно трудна для того времени в конструктивном отношении — методы римских мастеров за время средневековья были позабыты, — но, помимо этого, имела и общегуманистическое значение.
Старые готико-романские церкви, с их мистически-эмоциональным содержанием, с их декоративностью, с их формообразованием, как нельзя лучше соответствовали феодально-замкнутой общественной структуре, но ни в какой мере не могли удовлетворить новой идеологии, требовавшей функционально-логичной организации пространства, фасада и архитектурных масс, величественных, монументальных построек и новых, не менее величаво-спокойных архитектурных средств. Одним из этих средств являлось купольное перекрытие, уравновешенная красота которого в полной мере отвечала поставленным целям.
Возвратясь во Флоренцию, Брунеллески был приглашен попечителями Санта-Мария дель Фьоре и консулами Шерстяного цеха на совещание местных архитекторов и инженеров по поводу возведения этого купола, а через три года после совещания (1420) был объявлен уже широкий конкурс на изготовление модели и проекта купола.
Касательно возведения купола у архитекторов существовали различные мнения. Одни предлагали от уровня земли заложить столбы, на которые опирались бы арки и которые поддерживали бы тяжесть сруба; другие склонялись к тому, что купол в целях его облегчения следует сделать из туфа. Большинство же сходилось на необходимости соорудить посредине собора временный столб и поставить на нем свод, подобный куполу флорентийского баптистерия.
В разрез с мнением большинства, Брунеллески настаивал на возведении купола без громоздких и тяжелых дорогостоящих лесов и без подведения вспомогательных опор и сруба. Ему удалось убедить магистрат Флоренции в осуществимости подобного замысла и, практически подтвердив его постройкой небольшого свода над так называемой капеллой Каппони, он наконец получил заказ на возведение купола над Санта-Мария дель Фьоре.
При постройке он не мог, конечно, слепо копировать купол Пантеона, который изучал в Риме. Во-первых, этот купол покоится на цилиндрическом барабане, в соборе же Санта-Мария дель Фьоре предстояло перекрыть восьмигранную призму, в силу чего и будущий купол должен был иметь восьмигранную форму. Во вторых, он предполагал создать такой купол, который был бы виден издалека и господствовал бы над Флоренцией. В силу этого купол должен был приобрести известную остроконечность, стрельчатость. Требование стрельчатости купола диктовалось в значительной мере желанием мастера сохранить общность приема с самим собором, построенным, как известно, по чертежам более чем столетней давности и поэтому несущим ряд типично готических черт и приемов. Кроме того, необходимо было соблюсти единство рисунка собора и общего габарита.
В то же время Брунеллески было ясно, что сравнительно крутой подъем позволит ему избежать сильного горизонтального распора. Эта же идея, как известно, лежала и в основе всей готической стрельчатости.
Основная конструктивная мысль Брунеллески заключалась, как он пишет в своей записке, в том, что высокая дуга купола, «поднимаясь в своем изгибе все выше и выше, будет наконец нагружена фонарем, и они будут взаимно друг друга укреплять». Дальше он добавляет: «Купол ни в коем случае не может быть правильным, шаровидным сводом, так как верхняя его часть, на которой должен стоять фонарь, настолько велика, что нагрузка ее скоро привела бы к крушению».
При этом мастер убеждает себя, что купол следует сделать двойным, состоящим из наружной и внутренней оболочки. Наружная оболочка, по его мнению, должна служить для защиты внутренней оболочки от атмосферных влияний и дождя. Радиус кривизны наружного свода был установлен им в 4/5 наибольшего диаметра.
Как же выполнил Брунеллески эту сложную производственную и конструктивную задачу?
В основание купола — для преодоления горизонтального распора — он положил массивные железные связи, а затем начал сплошную кирпичную кладку из специально обожженных лекальных кирпичей до высоты примерно трех метров. Далее он разделил своды, причем сделал их различной толщины, так что наружная оболочка была несколько толще внутренней. По мере повышения сводов обе оболочки делались постепенно тоньше. Помимо оболочек снаружи было возведено восемь угловых ребер по числу граней купола и еще шестнадцать ребер по два ребра на каждый скат купола. Ребра сделаны из известняка и выше первых трех метров сплошной кладки соединялись каменными кольцами, скрепленными процинкованными железными обручами.
Венцы обоих сводов, в дополнение к этому, связаны еще длинными известковыми камнями. Кроме того, на высоте каждых примерно шести метров проведены небольшие сводики, выполненные целиком из прочного песчаника. На высоте двенадцати метров произведена кладка из кирпича, которая доведена до самого фонаря. Тщательно продумав структуру купола, Брунеллески не оставил без внимания мельчайших строительных деталей и вспомогательных приспособлений. Он интересовался водостоками, внутрикупольными лестницами, проходами. Тщательно продумана была и конструкция венчающего фонаря.
В ходе строительных работ мастер лично руководил каменщиками, сам на месте разрешал все возникавшие текущие вопросы, заботился о заготовке материала, вел всю административную работу, проверял качество работ, сам производил расчеты с рабочими, даже, чтобы не терять рабочего времени, организовал на куполе столовую с кухней.
Ему не суждено было возвести купол до конца: ко дню его смерти купол был доведен лишь до начала фонаря, полностью же закончен архитектором Джулиано да Майано в 1467 году.
Каковы же результаты, которых добился Брунеллески своей работой над куполом Санта-Мария дель Фьоре?
Самым главным является то, что была решена проблема купольного покрытия большого пролета, имевшая огромное значение на протяжении всей эпохи Возрождения. Правда, применение куполов в церковном зодчестве весьма распространено было и раньше (в Равенне, Венеции), но сама трактовка купольной формы была там совершенно иная. В то время как проторенессансные и романские зодчие использовали для своих построек примеры Византии и Востока, Брунеллески брал в качестве образца, главным образом, купольные сооружения античного Рима.
Достойную оценку творчества Брунеллески, нашедшего свое яркое выражение в куполе Санта-Мария дель Фьоре, дал Микеланджело. Работая над куполом собора Св. Петра в Риме и вспоминая купол работы Брунеллески, он сказал: «Повторять тебя не хочу, лучше сделать не умею».
Брунеллески были найдены конструктивные приемы, которые легли в основу всего дальнейшего строительства купольных сооружений. Ему удалось достигнуть необыкновенно органичного единства купола с построенным значительно раньше собором и таким образом сохранить общность стиля всего здания.
- Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
- Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. – М.: Мол. гвардия, 1990.
- Нил Стивенсон "Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира" Издательство "Дорлинг Киндерсли" Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва