Двор Бельведера в Ватикане / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Двор Бельведера в Ватикане

Название: Status Civitatis Vaticanæ (la), Stato della Città del Vaticano (it), Belvedere Palace (en)
Местонахождение: Рим (Италия)
Стиль: Ренессанс
Архитектор(ы): Донато Браманте

Архитектура Ватикана

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Высшим достижением творчества Браманте являются его ватиканские сооружения. По предложению Рафаэля, указавшего папе Юлию II на Браманте как на наиболее авторитетного архитектора, ему поручается составление проекта реконструкции Ватикана, который до того представлял собой ряд разрозненных сооружений, не скрепленных единством стиля и замысла. По существу предстояло создать совершенно новое колоссальных размеров сооружение, умело введя в него уже существующие постройки. Увлекшись поставленной задачей, Браманте значительно раздвигает первоначальные ее рамки, создав необычайный по силе и широте замысла архитектурный ансамбль. Проявленный в данном случае зодчим творческий размах и уменье свободно оперировать большими архитектурными массами отличительная особенность Браманте.

По словам его современников, полет фантазии Браманте «не имел пределов». Для практического осуществления этого сооружения потребовалось срывать целые кварталы. Многочисленные враги Браманте, количество которых неизменно возрастало с ростом его славы, называли его разрушителем. Проект Браманте по реконструкции Ватикана не был осуществлен полностью. Многое из того, что мы имеем в настоящем его виде, — результат позднейших пристроек. Из современной диспозиции Ватикана Браманте принадлежит авторство так называемых Кортиле дель Бельведере, Кортиле ди Сан-Дамазо и Джардино делла Пиньа — дворов-садов, не имеющих себе равных по размаху и эффективности композиции.

Первые два расположены по одной оси и как бы дополняют друг друга. Это уже не скромные дворы Браманте миланского периода — интимные и уединенные; ватиканские дворы предназначены не для уединения, а для торжеств папской знати, для триумфальных шествий и театральных представлений.

Открытые пространства, наполненные воздухом и солнцем, величественные арки, монументальные здания — все это призвано подчеркнуть силу папской власти.

Первоначально двор делла Пиньа предназначался для театральных и цирковых представлений, бегов и пантомим. Архитектор решил, согласно воле своего повелителя — папы, превзойти Древний Рим.

Позднейшие пристройки (в частности, здание библиотеки) несколько нарушили цельность замысла Браманте, но и сейчас можно судить о задуманной зодчим пространственной схеме. Широкие лестницы вели от Кортиле Дель Бельведере на среднюю террасу, разделявшую собой дворы, а оттуда через триумфальную арку — к Джардино делла Пиньа, который являлся открытым театром. Композиция заканчивалась существующей и в настоящее время нишей, представляющей собой наибольший интерес во всем сооружении. В творчестве Браманте известны случаи применения экседр, но на сей раз получен особо острый эффект, усиленный введением полукруглой колоннады, своей кривизной подчеркивающей мощный размах самой ниши.

Обращает на себя внимание монолитность композиции и предельная простота в оформлении. Впечатление величественности достигается не за счет декоративных элементов, а силой и выразительностью основных архитектурных масс.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • Ожегов С.С. "История ландшафтной архитектуры" Архитектура-С. Москва. 2003