Библиотека Сан Марко в Венеции
Загрузить чертежи:
В живописи
Архитектура библиотеки
Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ
Возведение больших размеров библиотеки в центральной части города архитектурно завершало ансамбль исторических зданий, выходивших на площадь (собор Сан-Марко, Дворец дожей и Кампанилья). Площадь Сан-Марко, где шло строительство, была расширена за счет сноса домов.
Здание библиотеки не доминирует над остальными сооружениями площади, а находится в равновесии с ними, несмотря на то, что все они совершенно различны и по стилю, и по времени, и по своему архитектурному значению. Оно имеет вытянутую форму и представляет собой двухэтажную галерею; тектоническая схема несложна: два яруса арок поддерживают сильные, ярко выраженные антаблементы, архитектурно решенные, однако, по-разному. В то время как нижний ярус прост и умерен, верхний имеет усложненную декоративную проработку. Простенки между арками обработаны полуколоннами: в первом этаже — дорическими, во втором ионическими. Аркаду второго этажа дополняет легкая балюстрада. Над верхним карнизом — ажурный парапет с мраморными скульптурами, чрезвычайно эффектно выделяющимися на синем небе. По углам сооружения поставлены небольшие обелиски, как бы останавливающие ритмическое чередование архитектурных элементов фасада. Углы здания раскрепованы пилястрами, придающими им большую жесткость и определенность.<
Удачная увязка сооружения со всей площадью получилась благодаря характерной для Сансовино архитектурной проработке. Ажурность фасада, сильный усложненный рельеф его пластической организации, тяжеловесная узорчатость декоративных мотивов — все это находится в соответствии с характером двух нижних этажей противостоящего ему Дворца дожей.
Применив античные формы, Сансовино сумел добиться архитектурного созвучия своего сооружения со зданием, имеющим смешанные готические формы.
Зодчий в совершенстве владел арсеналом архитектурных средств, и потому даже чуждые его стилю мотивы были блестяще переведены им на собственный архитектурный язык. Верх Дворца дожей украшают узорчатые сквозные зубцы, четко вырисовывающиеся на фоне неба. Художник уловил эту тему и претворил ее в форме увенчивающей библиотеку балюстрады с мраморными статуями.
В создании библиотеки на площади Сан-Марко Сансовино по характеру своей манеры оказался венецианцем. Вместе с тем в его творчестве нет разрыва с идеями высокого Ренессанса. Несмотря на проявленное стремление к переоценке роли декоративности, зодчий сохраняет четкость и логичность в архитектурно-конструктивном отношении. Библиотека достаточно проста и вместе с тем архитектурно чрезвычайно выразительна.
- Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
- Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
- П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.