Здание парламента в Лондоне / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Здание парламента в Лондоне

Название: Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland (en)
Другие названия: Лондонский парламент
Местонахождение: Лондон (Великобритания)
Создание: 1834 - 1868 гг.
Стиль: Псевдоготика
Архитектор(ы): Ч. Барри, А.В. Пьюджин

Старинное здание Вестминстерского дворца сгорело во время пожара 16 октября 1834 года. Нужно было строить новый дворец, и в 1835 году был объявлен конкурс, по условиям которого принимались проекты только в стиле елизаветинского времени и псевдоготики. Устроители конкурса считали, что только эти стили могут считаться национальными, к тому же они напоминали о средневековых истоках парламентской системы.

Конкурс выиграл Чарлз Бэри вместе с архитектором и рисовальщиком Огастесом Пьюджином, знания и авторитет которого в изучении готического искусства были особенно важны для победы на конкурсе. Тщательно продуманный асимметричный план удачно увязывал новые помещения с уцелевшим от пожара Большим залом, учитывал их расположение на берегу реки и соседство с башнями Вестминстерского собора. Здание Парламента стало памятником викторианской эпохи с ее чопорностью, причудами и ностальгией по прошлому.

«В здании не должно быть ничего, что не вызывалось бы необходимостью, удобством или строгостью стиля. Цель декора – дополнить и обогатить основную архитектуру здания» Огастес Пьюджин.

Архитектура Парламента

  1. Башня Виктории. Квадратная башня Виктории была самой высокой в мире на момент строительства (102 метра). Облицовкой каменными плитами, чугунные опоры и арочные конструкции из металла и кирпича обеспечивали пожарную безопасностью башни.
  2. Строительная техника. При строительстве Парламента использовали множество технических новшеств: передвижные краны, сборные строительные леса, бетономешалки и лебедки, приводимые в движение паром.
  3. Отдушины в крыше. Кровельное покрытие из чугунных плит опирается на чугунные балки, положенные на стены. Отфильтрованный дым и нагретый воздух подаются по системе отопления из нижних помещений в верхние и выходят наружу через вентиляционные отверстия на крыше.
  4. Материалы. Для каменных работ были выбраны известняк и доломит. Эти материалы оказались наиболее устойчивыми к разрушительному воздействию угольной гари и пыли. Городской воздух в XIX веке был насыщен дымом и копотью.
  5. Угловые башенки. Еще в чертежах горизонтальный рисунок переплетов угловых башенок заменили вертикальным, подчеркнув их устремленность вверх и выразительность силуэта на фоне неба.
  6. Основное здание. Основной конструкцией служат несущие стены из кирпича и камня. Большие пролеты залов перекрыты чугунными балками на чугунных колоннах.
  7. Фундамент. Цоколь здания поднимается прямо из воды, подчеркивая вертикальность ниш и эркеров, ритм которых, по словам Бэрри, вызывает ощущение «равновесия благодаря повторению сходных частей».
  8. Межэтажные перекрытия. Перекрытия выполнены в виде кирпичных сводов, опирающихся на чугунные балки. Такие несгораемые конструкции обычно применяли в промышленных зданиях. Стройматериалы доставляли по реке и складировали на набережной.
  9. Главная башня. Главная башня появилась вопреки замыслу Бэрри – ее спроектировал инженер по вентиляции. Эта башня служит естественной вытяжкой для всего здания.
  10. Фасад. Общая протяженность 3-этажного фасада – 244 метра. В здании размещаются парламентские учреждения, библиотеки, залы заседаний комитетов, буфеты; за ними расположены залы заседаний палаты лордов (слева) и палаты общин (справа).
  11. Набережная. Восточный фасад Парламента выдвинут в сторону Темзы на 24-30 метров. Эта часть здания стоит на искусственной набережной. Сначала построили водонепроницаемую перемычку из двух рядов деревянных свай с глиняным заполнением. После откачки воды были возведены подпорная стенка и береговая терраса.
  12. Декор. Наружные стены здания покрыты сложным орнаментом. Пьюджин сумел достичь гармонии крупных форм и декора, созданного по готическим образцам. По мере подъема в высоту орнаментальные украшения здания становятся богаче. Особенно роскошно декорированы высокие шпили, парапеты и башни.
  13. Биг-Бен. Большой колокол Биг-Бен, названный по имени генерального подрядчика Бенджамина Нолла, и четыре маленьких колокола отбивают время по парламентским часам.
  14. Королевский трон. Трон, спроектированный Пьюджином, был частично изменен Бэрри. Он поражает фантастическим обилием деталей. Готические формы и орнаменты прекрасно подошли для создания торжественной обстановки в Парламенте. Работы по оформлению трона, изготовление фурнитуры и арматуры способствовали возрождению ремесел и появлению новых технических приемов.

    Источники:

  • Я. Станькова, И.Пехар "Тысячелетнее развитие архитектуры", Москва, Стройиздат, 1984 г.