Центральный академический театр Российской армии / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Центральный академический театр Российской армии

Название: Центральный ордена Трудового Красного Знамени академи́ческий театр Российской армии (ЦАТРА) (ru), Russian Army Theatre / Central Academic Theatre of the Russian Army (en)
Местонахождение: Москва (Русь-Российская Империя-СССР-РФ)
Создание: 1940 г.
Стиль: Сталинское барокко
Архитектор(ы): К. С. Алабян, и В. Н. Симбирцев

до 1951 года - Центральный театр Красной армии, 1951-1993 - Центральный театр Советской армии

Из книги “Архитектура Страны Советов. ТЕАТРЫ” издательство Академии архитектуры СССР, Москва, 1948 год

Искания нового архитектурного воплощения советского театра с особым подъемом выражены в здании Центрального Театра Красной Армии в Москве, построенном в 1940 году по проекту архитекторов К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева.

Образ театра-монумента, посвященного героическим делам Советской Армии, получил свое выражение в необычном для театра центрическом строении его объема, которое придает зданию особую торжественности.

В основе плана здания и строения его элементов — эмблема Советской Армии — звезда. Многообразные сочетания этой формы образуют органическое единство всей структуры здания, подчиненной замыслу его внутреннего и внешнего архитектурного образа.

В десятиугольном ядре звезды — веерной формы зрительный зал на 2000 мест, окруженный полукольцом залов и фойе, и обширная сцена, в совершенстве оборудованная по проекту инженера И. Е. Мальцина. В треугольных лучах звезды, со стороны зала — парадные лестницы и буфеты над ними, со стороны сцены — артистические и другие сценические помещения.

Над зрительным залом один над другим помещены большой репетиционный и декорационный залы. Вместе с башней сцены они образуют высокий объем ядра здания, увенчанный башенкой со статуей воина, которая еще острее подчеркивает центрическое строение здания. Тело здания окружено колоннадой могучего ордера, растворяющей его объем в просторе грандиозной площади. Широкими террасами лестниц площадь как бы поднимается на мощный гранитный стилобат, входит под портики здания и прочно с ними связывается.

Здание театра органически врастает в простор площади и главенствует над ней. Авторы неразрывно связали театр и ансамбль зданий Советской Армии в общем замысле площади, который еще ожидает своего завершения.

Отдельные недочеты внутреннего строения, преувеличенный объем обслуживающих помещений, несовершенство рисунка ряда деталей, недочеты в акустике слишком высокого зрительного зала — лишь досадные опечатки в этом большом произведении, выделяющемся идейной целеустремленностью и образной выразительностью своей композиции.

Архитектурный конкурс на проект театра Красной Армии в Москве

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Проект акад. архитекторов К. С. Алабяна и  В. И. Симбирцева

Грандиозный по размерам театр Красной Армии в Москве осуществлен по проекту акад. К. С. Алабяна и арх. В. Н. Симбирцева.

Прежде всего обращает на себя внимание форма плана театра в виде пятиконечной звезды — символа Красной Армии. Эта форма проводится авторами последовательно как в разработке общего объема театра, так и в отдельных деталях его, включительно до пятигранного сечения наружных колонн, окружающих театр. Несмотря на некоторую предвзятость общей формы, которая, несомненно, осложняла плановое решение и внутреннюю организацию, авторы сумели вполне справиться с намеченной задачей. Театр обладает прекрасным зрительным залом, удачно размещенными лестницами, правильным соотношением площадей зрительного зала и фойе, остроумно использованными в плане углами, хорошо развитой и гибкой сценой.

Театр Красной Армии построен на площади Коммуны, на участке, имеющем трапецоидальную форму. Здание театра занимает наиболее возвышенное место этого участка.

В первом этаже с проходами в него с трех фасадов — центрального и двух боковых — расположены кассовые вестибюли и обширный гардероб. Из вестибюля две красиво сделанные парадные трехмаршевые лестницы ведут на второй этаж — на уровень партера зала и главного фойе. Отсюда же по двум лестницам, вписанным в пятиугольные площадки, можно подняться на любой уровень зрительного зала, так же, как и по вспомогательным лестницам, расположенным в углах внутреннего десятиугольника.

Зрительный зал широкой, хорошей секторальной формы вмещает 1 900 чел. Места размещены в партере, крутом амфитеатре и на балконе. Очень широкий раздвижной портал (24 м) обеспечивает полную видимость со всех мест. Максимальное удаление зрителей от портала сцены — 32 м. Архитектура зрительного зала хорошо проработана в деталях. Зал украшен живописью на плафоне и портальном обрамлении (худ. Фаворский и Бруни) и производит в натуре свежее, хорошее впечатление. Зрительный зал в плане занимает половину внутреннего десятиугольника; вторая половина его отведена под сцену и вспомогательные при ней помещения.

На уровне партера в передней части десятиугольника главное фойе, светлое и нарядное, но не совсем удобное в том отношении, что оно состоит из трех сравнительно небольших помещений, связанных двумя лестничными площадками. На следующем ярусе фойе амфитеатра, в которое открывается галерея балкона. Здесь же размещены и буфеты. Плафоны фойе и стены украшены живописью (худ. Дейнека, Файнберг, Герасимов и др.).

Сцена очень большая; кроме двух боковых сценических карманов в задней части расположена глубокая арьерсцена. Сцена широко механизирована с применением новейших достижений театральной техники и в этом отношении занимала среди всех театров СССР первое место. Непосредственно над зрительным залом расположен репетиционный зал, а над этим последним — декорационный. Эти залы представляют просторные и удобные для работы помещения.

Внешнее архитектурное оформление этого театра во многом вытекает из своеобразного планового приема. В осуществленном варианте авторам удалось при классических пропорциях достигнуть очень хорошего членения основных масс. Несколько раздробленный верхний объем первоначального проекта авторы заменили при последующей разработке более простои и четкой формой двадцатигранника. В ортогонали — фасад с хорошо найденным силуэтом двух основных массивов с переходной между ними ступенью.

Все здание театра поставлено на высокий четырехметровый стилобат, что подчеркивает значение этого сооружения как памятника.

Однако наличие перед входами в театр высоких наружных лестниц представляет значительное неудобство.

Театр снаружи будет украшен скульптурой соответствующей тематики, а на самом верху увенчан крупной фигурой советского воина.

Проект театра Красной Армии создан после перелома в общем направлении советской архитектуры и является результатом исканий авторами идейного и художественно-архитектурного образа советского театра.

Чтобы показать, как различно в свое время трактовалась эта тема, приведем два проекта театра Красной Армии, представленных на предшествовавший конкурс.

Проект академика архитектуры Л. В. Руднева и архитектора В. О. Мунца

Ясности плана несколько мешают скученность лестниц и разбросанность гардеробов. Красивое подковообразное пятно зрительного зала с местами, расположенными сплошным амфитеатром при одном балконе. Очень широкий трехчастный портал. Глубокий просторный просцениум переходит в две боковые игровые площадки.

К сцене примыкают удобно расположенные карманы, но декорационные помещения тесны. Сцена большая, дополнительно углублена арьерсценой. Удачно расположены артистические уборные с резервами для ожидания выхода артистов на сцену.

По бокам главного фойе, обращенного на основной фасад, размещены два буфета. Зрительный зал интересной ренессансной архитектуры.

При хорошем, хотя и обычном по приему плане, авторы сосредоточили главное внимание на внешней архитектуре здания и в этом отношении по-своему дали выразительное решение, рассматривая театр Красной Армии, как сугубо монументальное сооружение. Основной объем здания образует параллелепипед, окруженный колоннадой, особенно мощной на переднем фасаде, благодаря сильным раскреповкам антаблемента над средними четырьмя колоннами, заканчивающимися конными фигурами. Этот основной объем поставлен на стилобат и завершается цилиндрическим объемом выступающего зрительного зала.

Главный фасад увенчан аттиком, который украшен протяженной динамичной скульптурой оборонной тематики. Архитектура лапидарна, быть может, даже несколько грубовата. но, несомненно, очень эмоциональна.

Проект акамедика И. А. Фомин

Своеобразно и очень выразительно решает внутреннюю архитектуру зрительного зала проект. И. А. Фомина. За секторальным амфитеатром высятся два террасообразных глубоких балкона. Уступчатые в плане стены зала украшены двумя рядами коротких, наклонных к сцене балконов.

Зал широко освещается боковым верхним естественным светом. Плафон решен в виде уступообразных кессонов. Значительно слабее архитектура фасадов, где основным убранством служат два боковых портала с сильно вытянутой колоннадой, перекрытой плоским карнизом.

Неудачен также центр и сильно измельчен низ здания.

    Источники:

  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.
  • Латур А. "Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре". - 2-е издание., - М.: Издательство "Искусство-XXI век", 2009г.