Олимпийский стадион Кэнзо Тангэ в Токио / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Олимпийский стадион Кэнзо Тангэ в Токио

Название: 国立代々木競技場 (ja), Tokyo Olympic arenas / Yoyogi National Gymnasium (en)
Местонахождение: Токио (Япония)
Создание: 1964 г.
Стиль: Экспрессионизм
Архитектор(ы): Кэнзо Тангэ

Архитектура Олимпийского стадиона в Токио

  1. Вид сверху. Овальный в плане большой стадион вмещает 15 000 зрителей. В нем размещен плавательный бассейн, легко превращающийся в каток. Круглый малый стадион рассчитан на 4000 зрителей. Первоначально он предназначался для для баскетбольных соревнований, однако стал использоваться и для других видов спорта, а также для проведения конференций. К нему примыкают подсобные, административные помещения и столовая. Их плоские крыши служат пешеходными дорожками от одного здания к другому. Прогулки по этой платформе стали любимым развлечением для посетителей комплекса.
  2. Подвесная конструкция. Архитектура олимпийского стадиона должна сочетать зрелищную, эффектную форму и рациональную планировку помещений для спортсменов и зрителей. Необычная изогнутая крыша токийского комплекса, опирающаяся на два гигантских столба-пилона, образует огромное внутреннее пространство, где ничто не закрывает обзор и не отвлекает внимание зрителей от действия, происходящего на спортивной арене.
  3. Форма крыши. Изогнутое покрытие из тонких стальных листов, нависающие над входом в большой стадион, будто приглашает гостей зайти внутрь помещения. Необычная по форме крыша защищает зрителей от непогоды и не отвлекает внимания от арены. В пластичном образе здания гармонично соединяются форма и функция.
  4. Бетонный пилон. Прогибающаяся крыша опирается на два высоких железобетонных пилона. Мощные, лаконичны формы опор подчеркивают надежность изящной и легкой конструкции.
  5. Преемственность традиций. Вилкообразные выступы бетонных пилонов похожи на тиги синтоистских храмов. Эта деталь древней архитектуры, органично вписанная в облик здания, напоминает о японских культурных традициях.
  6. Опорные тросы. К тяжелой грубо врытой в землю бетонной опоре крепятся толстые стальные тросы (их диаметр 33 см). хотя силы натяжения в тросах огромны, конструкция выглядит изящной и легкой.
  7. Тросы крыши. К главному несущему тросу прикреплены катенарные, то есть свободно провисающие между двумя точками опоры, тросы. Сеть, образованная переплетающимися с ними поперечными тросами, поддерживает тонкие стальные кровельные листы. Изгиб тросов определяет сложную, но естественную двухмерную кривизну кровли.
  8. Верхнее освещение. Изгибы главных несущих тросов образуют овальные отверстия под гребнем крыши. Через них проникают солнечные лучи, освещающие внутренние помещения стадиона.
  9. Наружная стена. Бетонная стена служит периферийной опорой для кровельных тросов. Кажется, что она приподнимается из-за натяжения крыши, выражая напряженное равновесие покоя.
  10. Бетонные опоры. Взаимодействие мощных сил сжатия (бетон) и растяжения (сталь) создает впечатление особой напряженности в месте соединения стальных тросов и бетонных опор.
  11. Навес над входом. Навес образован смещение эллипса крыши вдоль его главной оси. Симметрия форм согласуется с планом и уравновешивает всю структуру здания.
  12. Линия крыши. Изящная кривизна мягко провисающей крыши отдаленно напоминает криволинейные очертания кровель старинных японских храмов.
  13. Профиль крыши. Изгиб крыши обеспечивает свободный обзор с любого зрительного места. Сиденья расположены на наклонных ярусах, которые закреплены в бетонных пилястрах, усиливающих наружную стену.
  14. Каменный цоколь. Каменные плиты цоколя напоминают мощные укрепления средневековых японских замков. Приподнятые над землей террасы прекрасно вписываются в пластичный образ сооружения.
  15. Монолитный бетон. Качество монолитного бетона зависит от точности подгонки деревянной опалубки. Японцы, привыкшие строго соблюдать строительные стандарты, успешно используют этот вид облицовки.

    Источники:

  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
  • Е.Б. Новикова "Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)" . - М.: Стройиздат, 1984. - 272 с., ил.