Небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг

Название: Empire State Building (en)
Местонахождение: Нью-Йорк (США)
Создание: 1929-1931 гг.
Стиль: Арт-деко
Архитектор(ы): архитектурная фирма «Шрив, Лэм и Хармон»

История строительства небоскреба

Эмпайр Стейт Билдинг был создан по проекту архитектурной фирмы «Шрив, Лэм и Хармон». Судьба  этого небоскреба тесно связана с драматичной историей двух десятилетий между мировыми войнами. Экономический подъем 20-х гг. породил строительный бум в коммерческом центре Нью-Йорка.

Подскочила цена на землю, возросла плотность и этажность застройки. Стали появляться технологические усовершенствования в области освещения, отопления, вентиляции, противопожарных систем, механизации земляных работ и конструкций фундамента. Они позволили увеличивать высоту зданий, и вспыхнуло настоящее соревнование за первенство небоскребов в силуэте города.

Эту эпоху накануне Великой депрессии ознаменовала новая, необычная музыка – джаз и смелая, экстравагантная архитектура. Эмпайр Стейт Билдинг высотой 381 м (102 этажа) стал символом времени. Самый высокий в мире, он обогнал небоскреб фирмы «Крайслер» высотой 319 м. здание достроили в 1931 году, уже в период упадка экономики, и многие годы оно простояло пустым.

Архитектура Эмпайр Стейт Билдинг

  1. Строительство. Эмпайр Стейт Билдинг возводили с помощью новых строительных технологий 3500 рабочих со скоростью 4,5 этажа в неделю. Строительство продолжалось 410 дней. На одном из участков здания был достигнут рекорд: 14 этажей были готовы за 10 дней.
  2. Стальной каркас. В конце XIX столетия конструкции со стальным каркасом стали широко применяться в промышленных сооружениях, при возведении мостов и железнодорожных вокзалов. В начале XX века такие конструкции начали использоваться в многоэтажных зданиях. В 1930 году звание самого высокого здания в мире оспаривали небоскреб «Крайслер» архитекторы Уильяма Ван Алена и «Бэнк оф  Манхэттен» Х. Крейга Северанса, бывшего соратника Ван Алена. Получить разрешение на дополнительные этажи было трудно. Ван Ален победил, достроив к «Крайслеру» стальной шпиль в 56 метров под видом шахты противопожарной вентиляции. Благодаря этой хитрости «Крайслер» достиг высоты 319 м и обогнал 282-метровой «Бэнк оф Манхэттен». Однако уже в следующем году пальма первенства перешла к Эмпайр Стейт Билдинг, вознесшемуся над Нью-Йорком на 381 метр.
  3. Конструкция. Масса здания – 365 000 тонн, его стальной каркас массой 59 000 т несет стены из 10 млн. кирпичей. Этот небоскреб оставался самым высоким в мире до 1973 года, когда его рекорд был побит зданием Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
  4. Лифты. Увеличение длины шахт и скорости пассажирских лифтов облегчило обслуживание небоскребов. Эмпайр Стейт Билдинг оборудован 62 лифтами, скомпонованным в группы.
  5. Законы зонирования. Законы о зонировании городской территории, принятые в 1916 году, должны были регулировать развитие Нью-Йорка. Чтобы улучшить освещение улиц, застроенных небоскребами, предписывалось с повышением высоты здания сужать его верхние этажи. Благодаря этому закону в Нью-Йорке начала 1930-ых годов появились небоскребы с выразительными ступенчатыми силуэтами, похожими на зиккураты древнего Междуречья. Этот тип здания нарушил условности и пропорции архитектурных ордеров, которым еще соответствовали первые небоскребы, построенные в Чикаго на рубеже XIX и XX веков. Новый стиль небоскребов вобрал в себя мотивы арт-деко и в то же время отразил увлечение авангардными геометрическими формами.
  6. Антенная мачта. Во время главных праздников антенную мачту небоскреба украшают иллюминацией. В первые годы после окончания строительства его смотровую площадку ежедневно посещали 3 000 человек. Это давало годовую прибыль в 1 миллион долларов – значительную сумму для периода Великой депрессии, наступившей после финансового краха на Уолл-стрит в 1929 году
  7. Причал для дирижаблей. В 16-этажном шпиле, венчающем небоскреб, есть диспетчерский зал, так как шпиль должен был служить причалом для дирижаблей. В такой качестве он использовался только дважды, но образ небоскреба-маяка, к которому пристают воздушные корабли, стал одной из наиболее ярких фантазий об архитектуре будущего.
  8. Ширина. Ширину башни определяли требования обеспечения вентиляции и естественного освещения. До появления мощных кондиционеров глубина помещений офиса от окна до задней стены не могла превышать 8,5 метров.
  9. Стиль арт-деко. Стиль арт-деко был порожден Международной выставкой декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже. Он использует разнообразные исторические художественные формы – от искусства Древнего Египта до культуры майя. Характерной особенностью стиля арт-деко стало использование новых материалов, таких, как хромированная сталь, стекло и пластмасса.
  10. Окна. В небоскребе 6500 окон, соединенных вертикальными полосами из стали и алюминия.
  11. Кладка стен. Наружная обшивка тяжелого по современным меркам стального каркаса выполнена из блоков серого известняка, обрамленных полосами алюминия.
  12. Опорная платформа. Пятиэтажная опорная платформа небоскреба занимает всю площадь отведенного под него участка. В центре ее – вестибюль высотой в три этажа, а вокруг него кольцом идут два яруса магазинов. На стройплощадке небоскреба не было места для складирования материалов, поэтому их подвозили по четкому графику и сразу поднимали наверх. Процесс напоминал работу современного заводского конвейера, что позволило закончить здание в рекордный срок.