Небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг
Загрузить чертежи:
История строительства небоскреба
Эмпайр Стейт Билдинг был создан по проекту архитектурной фирмы «Шрив, Лэм и Хармон». Судьба этого небоскреба тесно связана с драматичной историей двух десятилетий между мировыми войнами. Экономический подъем 20-х гг. породил строительный бум в коммерческом центре Нью-Йорка.
Подскочила цена на землю, возросла плотность и этажность застройки. Стали появляться технологические усовершенствования в области освещения, отопления, вентиляции, противопожарных систем, механизации земляных работ и конструкций фундамента. Они позволили увеличивать высоту зданий, и вспыхнуло настоящее соревнование за первенство небоскребов в силуэте города.
Эту эпоху накануне Великой депрессии ознаменовала новая, необычная музыка – джаз и смелая, экстравагантная архитектура. Эмпайр Стейт Билдинг высотой 381 м (102 этажа) стал символом времени. Самый высокий в мире, он обогнал небоскреб фирмы «Крайслер» высотой 319 м. здание достроили в 1931 году, уже в период упадка экономики, и многие годы оно простояло пустым.
Архитектура Эмпайр Стейт Билдинг
- Строительство. Эмпайр Стейт Билдинг возводили с помощью новых строительных технологий 3500 рабочих со скоростью 4,5 этажа в неделю. Строительство продолжалось 410 дней. На одном из участков здания был достигнут рекорд: 14 этажей были готовы за 10 дней.
- Стальной каркас. В конце XIX столетия конструкции со стальным каркасом стали широко применяться в промышленных сооружениях, при возведении мостов и железнодорожных вокзалов. В начале XX века такие конструкции начали использоваться в многоэтажных зданиях. В 1930 году звание самого высокого здания в мире оспаривали небоскреб «Крайслер» архитекторы Уильяма Ван Алена и «Бэнк оф Манхэттен» Х. Крейга Северанса, бывшего соратника Ван Алена. Получить разрешение на дополнительные этажи было трудно. Ван Ален победил, достроив к «Крайслеру» стальной шпиль в 56 метров под видом шахты противопожарной вентиляции. Благодаря этой хитрости «Крайслер» достиг высоты 319 м и обогнал 282-метровой «Бэнк оф Манхэттен». Однако уже в следующем году пальма первенства перешла к Эмпайр Стейт Билдинг, вознесшемуся над Нью-Йорком на 381 метр.
- Конструкция. Масса здания – 365 000 тонн, его стальной каркас массой 59 000 т несет стены из 10 млн. кирпичей. Этот небоскреб оставался самым высоким в мире до 1973 года, когда его рекорд был побит зданием Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
- Лифты. Увеличение длины шахт и скорости пассажирских лифтов облегчило обслуживание небоскребов. Эмпайр Стейт Билдинг оборудован 62 лифтами, скомпонованным в группы.
- Законы зонирования. Законы о зонировании городской территории, принятые в 1916 году, должны были регулировать развитие Нью-Йорка. Чтобы улучшить освещение улиц, застроенных небоскребами, предписывалось с повышением высоты здания сужать его верхние этажи. Благодаря этому закону в Нью-Йорке начала 1930-ых годов появились небоскребы с выразительными ступенчатыми силуэтами, похожими на зиккураты древнего Междуречья. Этот тип здания нарушил условности и пропорции архитектурных ордеров, которым еще соответствовали первые небоскребы, построенные в Чикаго на рубеже XIX и XX веков. Новый стиль небоскребов вобрал в себя мотивы арт-деко и в то же время отразил увлечение авангардными геометрическими формами.
- Антенная мачта. Во время главных праздников антенную мачту небоскреба украшают иллюминацией. В первые годы после окончания строительства его смотровую площадку ежедневно посещали 3 000 человек. Это давало годовую прибыль в 1 миллион долларов – значительную сумму для периода Великой депрессии, наступившей после финансового краха на Уолл-стрит в 1929 году
- Причал для дирижаблей. В 16-этажном шпиле, венчающем небоскреб, есть диспетчерский зал, так как шпиль должен был служить причалом для дирижаблей. В такой качестве он использовался только дважды, но образ небоскреба-маяка, к которому пристают воздушные корабли, стал одной из наиболее ярких фантазий об архитектуре будущего.
- Ширина. Ширину башни определяли требования обеспечения вентиляции и естественного освещения. До появления мощных кондиционеров глубина помещений офиса от окна до задней стены не могла превышать 8,5 метров.
- Стиль арт-деко. Стиль арт-деко был порожден Международной выставкой декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже. Он использует разнообразные исторические художественные формы – от искусства Древнего Египта до культуры майя. Характерной особенностью стиля арт-деко стало использование новых материалов, таких, как хромированная сталь, стекло и пластмасса.
- Окна. В небоскребе 6500 окон, соединенных вертикальными полосами из стали и алюминия.
- Кладка стен. Наружная обшивка тяжелого по современным меркам стального каркаса выполнена из блоков серого известняка, обрамленных полосами алюминия.
- Опорная платформа. Пятиэтажная опорная платформа небоскреба занимает всю площадь отведенного под него участка. В центре ее – вестибюль высотой в три этажа, а вокруг него кольцом идут два яруса магазинов. На стройплощадке небоскреба не было места для складирования материалов, поэтому их подвозили по четкому графику и сразу поднимали наверх. Процесс напоминал работу современного заводского конвейера, что позволило закончить здание в рекордный срок.