Дом Бальо Гауди
История
С 1904 по 1907 годы Антонио ГАуди перестраивает для промышленника Жузепа Батльо дом 1877 года постройки, расположенный на Пассейч де Грасия в Барселоне. Декоративное решение здания, в разработке которого принимали участие Жузеп Жужол, выполнено в откровенно модернистском стиле. Однако барселонцы не устают удивляться диковинному зданию, выразительно прозвав его «Дом из костей» и «Зевающий дом».
Архитектура дома Батло
Реконструированный доходный дом с торговыми помещениями в квартале сплошной застройки.
Это образец одной из самых радикальный архитектурных перестроек Гауди. Он полностью изменил старый фасад, придав ему плавные, волнистые формы и покрыв изысканной стеклянной мозаикой «тренкадис», по-разному сверкающей в зависимости от угла падения солнечных лучей.
Семиуровневая конструкция: подвальный, цокольный, господский, четыре жилых и чердачный этажи. На первом, или господском, этаже, на котором находилась квартира владельца, расположен большой застекленный балкон с элементами в виде натуралистично выполненных костей и хитроумного механизма поднимающихся и полностью раскрывающихся окон.
В квартиру ведет роскошная отдельная лестница, не предназначавшаяся для остальных жильцов. Очевидно, что Гауди придавал большое значение квартире семьи Батльо: он разработал оригинальные системы освещения и вентиляции помещений, придумал знаменитые перетекающие друг в друга потолки и стены, встроил часовню и изготовил все деревянные элементы убранства — от дверей до столов, стульев и кресел.
Он также изменил конфигурацию внутренних дворов и расширил, чтобы воздух и свет, проникающие сквозь большое потолочное окно над двором, проходили до самого нижнего этажа. Переходы цвета отделочной плитки внутреннего двора, от синего вверху до белого внизу, и постепенное увеличение размеров окон к нижним этажам задуманы Гауди для контроля освещения.
Архитектор также перестроил задний фасад, разместил на нем широкие балконы, отделал керамикой в стиле «тренкадис» и возвел новую крышу на параболических арках, которую покрыл разноцветной черепицей-чешуей, добавив к ней башенку с похожим на головку чеснока куполом, увенчанным крестоцветом, и инициалами Святого Семейства.
- На самом деле дом не возводился с нуля, а был полностью переработан. Заказчик поставил перед Гауди задачу перещеголять стоящий рядом модернистский дом Амалье. Гауди решил не сносить существующее на этом участке здание, а переоборудовать уже существующую «коробку».
- С помощью продуманной планировке в доме совмещены апартаменты хозяев, по площади сравнимые с небольшим городским особняком, и доходные квартиры, занимающие верхние этажи. На цокольном этаже площади сдавались под общественные заведения.
- Квартиры, предназначенные для съема, сгруппированы вокруг внутреннего дворика-колодца, который одновременно является лестничной площадкой с лифтом. Дворик облицован плиткой в холодной голубо-синей гамме. Стремясь сгладить эффект колодца, который неизбежно возникает в таких пространствах, Гауди начал облицовку сверху — с самых темных синий тонов (обычно в этом месте, где больше света от окна, самое освещенное место), и постепенной переходя на более светлые, закончив голубыми — там, куда дневной свет уже практически не попадает.
- Исходя из образа подводного мира, Гауди создал лестничные ограждения внутреннего дворика из дутого неровного стекла. При подъеме по лестнице, когда взгляд скользит по ограждению, сквозь которое видна голубая облицовка стен, создается эффект мягкого передвижения под водой.
- Для нумерации квартир в доме Гауди разработал специальный шрифт. Квартиры не нумеруются, а именуются буквами.