Школа искусств в Глазго
Загрузить чертежи:
В 1895 году был объявлен архитектурный конкурс на проект нового здания Школы искусств в Глазго. На конкурсе победил молодой архитектор Чарльз Ренни Макинтош, и в результате на свет появилось выдающееся произведение зодчества. Из-за недостатка средств строительство было разделено на два этапа. Первый этап (1897-99 гг.) завершился возведением башни главного входа на северном фасаде. Последовавший затем длинный перерыв позволил архитектору тщательно проработать проект. Западное крыло (1907-09 гг.) здания с его эффектно взмывающим вверх торцевым фасадом и великолепной двусветной библиотекой уже являет собой работу зрелого мастера.
В оригинальном художественном стиле Макинтоша соединились мотивы английского движения «Искусства и ремесла» и европейского авангарда. Умение вписать современный дизайн в исторический контекст, соединить в напряженно-выразительном облике здания аскетичную монументальность и чувственность, богатство декора со сдержанностью форм – все эти качества создали Макинтошу репутацию выдающегося художника.
Архитектура здания школы
- Основные параметры и этажность. Длина здания 75 метров, ширина 28 метров. Кроме пяти основных этажей, в нем имеется чердачный этаж для мастерских, добавленный на втором этапе строительства. Перепад высот, составивший с севера на юг 10 метров, помог создать эффектную вертикаль западного фасада.
- Северный фасад. Здание имеет Е-образную форму. Рисовальные студии и архитектурные мастерские в основном расположены вдоль северного фасада школы. Другие учебные и служебные помещения – в восточном крыле. На зада выходят главный лекционный зал, библиотека и несколько студий.
- Расположение окон. Легкая ассиметрия во всех частях здания придает композиции живописность, свойственную народной архитектуре. Например, на северном фасаде два крайних окна на одну панель уже, чем остальные проемы.
- Эркеры. На западном торце здания на высоту трех этажей вытянуты окна-эркеры. Они освещают расположенный за ними двухсветный зал библиотеки и создают впечатление, что фасад как бы стремлен ввысь.
- Крыша. Широкие свесы крыши защищают окна рисовальных студий от прямого солнечного света и придают выразительность силуэту крыши.
- Окна мастерских. Большие окна-витражи обеспечивают хорошее естественное освещение. Контрастируя с массивным каменным фасадом, они напоминают одновременно о стиле эпохи Елизаветы I и о крупных стеклянных элементах, характерных для современной архитектуры.
- Ограждения. Столбики металлической ограды украшены геральдическими виньетками с кельтскими и японскими мотивами.
- Освещение. Для естественного освещения подвального этажа вдоль северного фасада был вырыт глубокий ров, куда выходят окна нижних помещений.
- Фасад. Композиция фасада отражает внутреннюю структуру и пространственную организацию здания. Эта черта сближает творчество Макинтоша с авангардным направлением в архитектуре XX столетия.
- Цветной витраж. Дверь первого этажа украшена цветным витражом. Рисунок включает характерные для Макинтоша элементы – «древо жизни», которое превращается в женское лицо и бутоны роз. Эти стилизованные, эротические и в то же время символические мотивы отражают разные стороны творческой индивидуальности мастера.
- Библиотека. По периметру двусветной библиотеки идет балкон, подвешенный на верхнем перекрытии. Интерьер, освобожденный от лишних опор, необыкновенно просторен и изящен. Балюстрада балкона выполнена из тонких расщепленных пластин мореного дуба с вкраплениями светлого тона. Формы ламп, мебели и изысканный рисунок всех деталей образуют цельный архитектурный ансамбль интерьера, создающий особую атмосферу для сосредоточенный занятий.
- Ниши. В толще стены устроены ниши с цилиндрическими постаментами, где предполагалось установить аллегорические скульптуры изображения видов искусства. Скульптуры не были выполнены, но ниши с постаментами сами по себе подчеркивают простоту и мощь каменного фасада, оставаясь важными элементами композиции.
- Контрастная фактура камня. Грубо обработанный камень стен мастерских контрастирует со шлифованной поверхностью стены в нижней части западного фасада. Граница между ними подчеркнута выступающим горизонтальным поясом.
- Западный вход. Западный вход отличается особой монументальностью благодаря сложному рисунку обрамления. Необычный ступенчатый портал предвосхищает мотивы стиля арт-деко.
- Западный и восточные фасады. В мощной композиции западного фасада жесткость сочетается с асимметрией, характерной для традиционной народной архитектуры. Особенности внутренней структуры здания снаружи выразились в контрастном противопоставлении крупных стеклянных витражей с массивом глухой стены. На восточном фасаде формы башен и ребер напоминают архитектуры XIX века, известную как «стиль шотландских баронов».