Центр Помпиду / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Центр Помпиду

Название: Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou / Centre Georges-Pompidou (fr), Centre Georges Pompidou (en)
Местонахождение: Париж (Франция)
Создание: 1971-77 гг.
Стиль: Постмодернизм, Хай-тек
Архитектор(ы): Ренцо Пиано и Ричард Роджерс

Центр современных искусств имени президента Франции Жоржа Помпиду построен в 1971-77 годах в исторической части Парижа. Индустриальный стиль хай-тек разительно отличает здание от окружающих его старинных домов. Резкие возражение против строительства центра сменились признанием: за первый год его посетили 6 миллионов человек. Авторы проекта, молодые архитекторы Ренцо Пиано и Речард Роджерс, выигравшие международный конкурс, задумали здание как многофункциональный комплекс, приспособленный для быстрой перепланировки. Центр, рассчитанный на большой поток посетителей, тщательно продуман с точки зрения безопасности. Комплекс четко разделен на 3 зоны: большая подземная часть, основное наземное сооружении со стальным каркасом и окружающая здание площадь, которая превращена в выставочную площадку музея и место выступления молодых актеров, музыкантов и художников. В здании размещаются залы музея современного искусства, библиотека, кинотеатр и художественные мастерские. Центр Помпиду и его оживленная площадь сегодня воспринимается как неотъемлемая часть культурной жизни Парижа.

Архитектура центра

  1. Главные рамы каркаса. Колонны главных рам каркаса заглублены и не нарушают впечатление прозрачности стеклянной оболочки фасадов.
  2. Расположение. Центр Помпиду расположен в пешеходной зоне, защищенной от шума и выхлопных газов. Открытое пространство, прилегающее к одному из фасадов имеет наклон в сторону, противоположную ему, образуя своего рода амфитеатр, завершающийся на своей самой высокой части столиками кафе, расположенном в здании, замыкающем площадь. Хозяева кафе, оценив всю выгоду такого расположения, развернули кресла столиков в сторону фасада, превратив их в ложи для привилегированных зрителей. Эта демократичная площадка стала излюбленное место выступления артистов и музыкантов.
  3. Подземная платформа. В подземной части комплекса находятся автостоянка на 700 машин, кинотеатр, обширное музейное хранилище и служебные помещения.
  4. Балки перекрытий. Колонны отодвинуты от края здания на 7 метров и поставлены вдоль фасада с интервалом 13 метров. Между фермами рам перекинуты стальные балки перекрытий.
  5. Главные колонны. При пожаре колонны наполняются водой и охлаждают здание. Трубы сверху открыты, и закипевшая вода выливается, предотвращая деформацию колонн и других конструкций.
  6. Пожарные выходы. Восемь пожарных лестниц помещены в изолированные стальные башни.
  7. Защита от пожара. Главные части конструкции защищены негорючими покрытиями и специальными панелями. Спринклерная система пожаротушения (срабатывает автоматически) охлаждает узлы рам и стеклянные панели.
  8. Неосуществленные задумки. По первоначальному замыслу стеклянные стены здания должны были стать экранами для передачи различных изображений, политических лозунгов или рекламы. Однако от этой идеи пришлось отказаться.
  9. Шторы. Солнцезащитные шторы закрывают стеклянные фасады здания и создают фон для интерьеров.
  10. Тросы. Диагональные тросы соединяют 14 главных стальных рам высотой 6 этаже каждая.
  11. Фермы. Стальные фермы опираются на колонны противоположных фасадов, создавая огромный пролет без промежуточных подпорок.
  12. Герберетты. Фермы и колонны рам каркаса крепятся консольными балками – гербереттами. Герберетты отлиты из особой высокопрочной стали, а их форма приспособлена к воспринимаемым нагрузкам. Литые детали таких огромных размеров раньше не использовались в строительстве.
  13. Гибкие соединения. Элементы внешнего каркаса соединяются стержнями, похожими на шпильки. Соединения придают конструкции гибкость и предотвращают перегрузку в конструктивных узлах.
  14. Стеклянные стены. Стеклянные панели внешней стены защищают металлический каркас от пожара. Эти панели подвесные, поэтому легко снимаются.
  15. Готовые элементы. Каждая стальная рама была собрана за 10 дней из готовых элементов. Детали соединяли болтами и гайками прямо на строительной площадке, и только в некоторых случаях их пришлось сваривать.
  16. Эскалатор. Эскалатор длиной 150 метров подвешен внутри стеклянной армированной трубы, протянутой вдоль фасада. Она прикреплена к каркасу здания тросами, подобно спасательным шлюпкам на корабле.
  17. Инженерные обеспечения. В ярко окрашенных вертикальных трубах, вынесенных на фасад, проходят электрокабели, трубы водопровода и канализация, воздуховоды кондиционеров. Таким оригинальным способом обеспечены свободная планировка здания и упрощен ремонт технических сетей.
  18. Особенности конструкции. Изящество каркаса достигнуто за счет возможностей стальных конструкции. Система подвижных соединительных балок (герберетты) обеспечивает рациональное распределение нагрузок: колонны воспринимают нагрузку при сжатии, а дублирующие их тонкие стойки – на растяжение.
  19. Система защиты от перегрузок. Огромный пролет рам каркаса (48 м) и крупные размеры конструктивных элементов заставили проектировщиков разработать специальную систему защиты от перегрузок, вызванных перепадом температур и неравномерным напряжением конструкции.
  20. Шагающий город. Применение новейших технологий в архитектуре – кредо знаменитой английской архитектурной группы «Архиграм», образованной в 1960 –ом году. В фантастическом проекте Рона Херрона «Шагающий город» (1964) соединены изобразительные мотивы поп-арта и приемы мультипликации. Херрон пытался изменить привычные представления об облике, функциях и возможностях архитектуры. В центре Помпиду подобные идеи получили реальное воплощение.