Центр Помпиду
Загрузить чертежи:
Центр современных искусств имени президента Франции Жоржа Помпиду построен в 1971-77 годах в исторической части Парижа. Индустриальный стиль хай-тек разительно отличает здание от окружающих его старинных домов. Резкие возражение против строительства центра сменились признанием: за первый год его посетили 6 миллионов человек. Авторы проекта, молодые архитекторы Ренцо Пиано и Речард Роджерс, выигравшие международный конкурс, задумали здание как многофункциональный комплекс, приспособленный для быстрой перепланировки. Центр, рассчитанный на большой поток посетителей, тщательно продуман с точки зрения безопасности. Комплекс четко разделен на 3 зоны: большая подземная часть, основное наземное сооружении со стальным каркасом и окружающая здание площадь, которая превращена в выставочную площадку музея и место выступления молодых актеров, музыкантов и художников. В здании размещаются залы музея современного искусства, библиотека, кинотеатр и художественные мастерские. Центр Помпиду и его оживленная площадь сегодня воспринимается как неотъемлемая часть культурной жизни Парижа.
Архитектура центра
- Главные рамы каркаса. Колонны главных рам каркаса заглублены и не нарушают впечатление прозрачности стеклянной оболочки фасадов.
- Расположение. Центр Помпиду расположен в пешеходной зоне, защищенной от шума и выхлопных газов. Открытое пространство, прилегающее к одному из фасадов имеет наклон в сторону, противоположную ему, образуя своего рода амфитеатр, завершающийся на своей самой высокой части столиками кафе, расположенном в здании, замыкающем площадь. Хозяева кафе, оценив всю выгоду такого расположения, развернули кресла столиков в сторону фасада, превратив их в ложи для привилегированных зрителей. Эта демократичная площадка стала излюбленное место выступления артистов и музыкантов.
- Подземная платформа. В подземной части комплекса находятся автостоянка на 700 машин, кинотеатр, обширное музейное хранилище и служебные помещения.
- Балки перекрытий. Колонны отодвинуты от края здания на 7 метров и поставлены вдоль фасада с интервалом 13 метров. Между фермами рам перекинуты стальные балки перекрытий.
- Главные колонны. При пожаре колонны наполняются водой и охлаждают здание. Трубы сверху открыты, и закипевшая вода выливается, предотвращая деформацию колонн и других конструкций.
- Пожарные выходы. Восемь пожарных лестниц помещены в изолированные стальные башни.
- Защита от пожара. Главные части конструкции защищены негорючими покрытиями и специальными панелями. Спринклерная система пожаротушения (срабатывает автоматически) охлаждает узлы рам и стеклянные панели.
- Неосуществленные задумки. По первоначальному замыслу стеклянные стены здания должны были стать экранами для передачи различных изображений, политических лозунгов или рекламы. Однако от этой идеи пришлось отказаться.
- Шторы. Солнцезащитные шторы закрывают стеклянные фасады здания и создают фон для интерьеров.
- Тросы. Диагональные тросы соединяют 14 главных стальных рам высотой 6 этаже каждая.
- Фермы. Стальные фермы опираются на колонны противоположных фасадов, создавая огромный пролет без промежуточных подпорок.
- Герберетты. Фермы и колонны рам каркаса крепятся консольными балками – гербереттами. Герберетты отлиты из особой высокопрочной стали, а их форма приспособлена к воспринимаемым нагрузкам. Литые детали таких огромных размеров раньше не использовались в строительстве.
- Гибкие соединения. Элементы внешнего каркаса соединяются стержнями, похожими на шпильки. Соединения придают конструкции гибкость и предотвращают перегрузку в конструктивных узлах.
- Стеклянные стены. Стеклянные панели внешней стены защищают металлический каркас от пожара. Эти панели подвесные, поэтому легко снимаются.
- Готовые элементы. Каждая стальная рама была собрана за 10 дней из готовых элементов. Детали соединяли болтами и гайками прямо на строительной площадке, и только в некоторых случаях их пришлось сваривать.
- Эскалатор. Эскалатор длиной 150 метров подвешен внутри стеклянной армированной трубы, протянутой вдоль фасада. Она прикреплена к каркасу здания тросами, подобно спасательным шлюпкам на корабле.
- Инженерные обеспечения. В ярко окрашенных вертикальных трубах, вынесенных на фасад, проходят электрокабели, трубы водопровода и канализация, воздуховоды кондиционеров. Таким оригинальным способом обеспечены свободная планировка здания и упрощен ремонт технических сетей.
- Особенности конструкции. Изящество каркаса достигнуто за счет возможностей стальных конструкции. Система подвижных соединительных балок (герберетты) обеспечивает рациональное распределение нагрузок: колонны воспринимают нагрузку при сжатии, а дублирующие их тонкие стойки – на растяжение.
- Система защиты от перегрузок. Огромный пролет рам каркаса (48 м) и крупные размеры конструктивных элементов заставили проектировщиков разработать специальную систему защиты от перегрузок, вызванных перепадом температур и неравномерным напряжением конструкции.
- Шагающий город. Применение новейших технологий в архитектуре – кредо знаменитой английской архитектурной группы «Архиграм», образованной в 1960 –ом году. В фантастическом проекте Рона Херрона «Шагающий город» (1964) соединены изобразительные мотивы поп-арта и приемы мультипликации. Херрон пытался изменить привычные представления об облике, функциях и возможностях архитектуры. В центре Помпиду подобные идеи получили реальное воплощение.