Дом Роби (Frederick Robie House)
Дом Роби в чикагском пригороде Саут-Вудлон – признанный шедевр в серии загородных особняков («домов прерий»), созданных Френком Ллойдом Райтом в начале XX века. Респектабельность облика и новаторская пространственная композиция этих домов вполне устраивала заказчиков – разбогатевших дельцов. Все дома Райта, построенные в этот период, отличаются свободной планировкой, ядром которой является камин. В доме Роби подчеркнуто горизонтальный силуэт ассоциируется с бескрайними просторами Среднего Запада.
Идее распластанной, словно летящей, композиции подчинена форма всех элементов здания: невысоких этажей, плоской платформы дома, широких навесов крыши. Дом оснащен новинками техники того времени: электрическим освещением, отопительной системой под полом, кондиционерами, а обработанные по новейшей технологии бетон и кирпич прекрасно сочетаются с полированным вручную деревом и цветными витражами.
Архитектура дома Роби
- План. В доме Роби основные помещения не имеют дверей и свободно перетекают одно в другое, роль перегородок играют передвижные решетчатые экраны. Композиционное ядро плана – расположенные в центре камины и парадная лестница. Разнообразие пространственных эффектов в жилых зданиях стало главным вкладом Френка Ллойда Райта в развитии зодчества.
- Затененное крыльцо. Крытое крыльцо, соединяя интерьер дома с внешней средой, расширяет жизненное пространство дома. Здание отгорожено от улицы кирпичной стенкой и поднято на платформу, что придает ему характер подчеркнуто частного жилища и обеспечивает комфорт его обитателей.
- Единое пространство. Помещение главного холла разделено одним лишь камином, а уединение обеспечивают экраны-перегородки. Стиль мебели и отделки, а также встроенные отопительные и осветительные приборы усиливают впечатление единого художественного замысла.
- Пояс окон. Райта вдохновляли достижения науки и техники. В доме Роби треугольный торец здания со сплошным поясом окон напоминает нос парохода – динамичного символа Промышленной революции.
- Дождевальная установка. В бетонные контейнеры для цветов вмонтирована дождевальная установка. Все дома Райта оборудованы последними достижениями современной техники.
- Парящий силуэт. Огромный навес над входом поддерживают стальные консольные балки. Навес придает дому выразительный силуэт, напоминающий старинные деревенские постройки.
- Римский кирпич. Изящная линия кладки из удлиненного («римского») кирпича выделена цементными швами. Строительный раствор вдавлен вглубь, и кирпичи создают тень, подчеркивающую горизонтальность полосы.
- Декор. Двери дома Роби затейливо украшены цветными витражами с изящными свинцовыми переплетами. Райт считал декоративные детали органичной частью архитектурного сооружения.
- Стеклянные двери. Большие стеклянные двери, размещенные между несущими крышу кирпичными пилонами, соединяют внутренне пространство холла с открытой террасой.
- Камины. Центральную часть в композиции дома занимает каминная башня.
- Спальни. Изолированные спальные комнаты расположены под пологой крышей. Верхний этаж представляет собой резкий контраст с незамкнутым открытым пространством нижнего.
- Главный холл. Главный холл приподнят над землей. Террасные стены разной высоты ограждают холл от внешнего мира и одновременно связывают помещение с улицей.
- Каменные вазы. Плоские каменные вазы на углах кирпичной стенки отмечают границы дома. Они усиливают горизонтальный строй здания и выделяют крайние оси его композиции.
- Анисимова И.И. Уникальные дома (от Райта до Гери): Учеб. пособие по спец. "Архитектура". - М.: Архитектура-С, 2009. - 160с., ил.
- Нил Стивенсон "Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира" Издательство "Дорлинг Киндерсли" Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва