Загрузить постройки одним архивом, в крупном размере

Архитектор Ле Корбюзье, фотография

Шарль Эдуар Жаннере / Charles-Edouard Jeanneret, better known as Le Corbusier
1887 – 1965 гг.
Швейцария, Франция
Французский архитектор швейцарского происхождения, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер

Биография

Дом – это машина для жилья

…Архитектуру душит косность. Стили — это ложь. Стиль есть единство принципа, который вдохновляет все творчество эпохи и является выражением ее духа и умонастроений…

Уроженец Ла-Шо-де-Фона, принадлежал к старинной семье граверов и художников. Учился декоративно-прикладному искусству в Школе искусств в Ла-Шо-де-Фона. Начиная с тринадцати лет гравировал крышки от часов.

Первую постройку возвел в 17 лет. Это была вилла с внутренней отделкой. В 19 лет совершил поездку в Италию, Венгрию и Австрию. Учился и работал у Й. Гофмана в Вене (1907), Огюста Перре в Париже (1908-10), Питера Беренса в Берлине (1910-11).

Из мастерской Перре он вынес восхищение конструктивными свойствами железобетона, а у Беренса почерпнул убежденность в роли промышленного дизайна. Тогда же начал изучать расчет железобетонных конструкций. По окончанию работы у Беренса предпринял путешествие на Восток.
В 1917 году поселился в Париже. Там встретил Озанфана, который открыл ему глаза на кубизм и формальные возможности пуризма. В 1918 они выпустили книгу «После кубизма», где излагались их теоретические взгляды. Основой творчества Ле Корбузье в обеих областях – живописи и архитектуре – является его пространственная концепция. В 1919 году в созданном журнале «Эспри нуво» («Новый дух») вел архитектурную рубрику под псевдонимом «Ле Корбюзье». В 1921 году совместно с двоюродным братом П. Жаннере основал в Париже архитектурную мастерскую на улице Севр, 35.

Свои взгляды, которые легли в основу концепции современной архитектуры, изложил в журнале «Эспри нуво» (1920-25), в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925). Видел в современной технике и серийности строительства предпосылки к обновлению архитектурного языка, а в выявлении функциональной структуры сооружения – богатые эстетические возможности. Разделял утопические надежды на преобразования общества с помощью решения проблем градостроительства и массового жилища на основе рациональной реорганизации функций и пространственных структур города и жилого дома.

Сформировал 5 отправных точек современной архитектуры –

Принципы единства архитектуры и конструкции Ле Корбузье:

  1. Колонна, которая свободно стоит в открытом пространстве жилища
  2. Функциональная независимость каркаса и стены в отношении не только наружных стен, но и внутренних членений
  3. Свободный план
  4. Свободный каркас как следствие каркасной конструкции
  5. Сад на крыше

Наиболее полно все пять принципов воплощены в вилле Савой (1928-30). Эти принципы пытались положить в основу архитектурного канона XX века, однако сам автор видел в них творческий импульс, а не догмат.

Для построек Ле Корбюзье 20-30 годов характеры простые геометрические формы, белые плоскости фасадов, обширные остекленные поверхности.

Железобетонная конструкция дала возможность избежать изолированных комнат-ячеек и перейти к пространству свободно перетекающему одно в другое, сохраняя функционально выделенное помещение.

В градостроительных проектах 20-30 годов развивал идею вертикального города-сада с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и большими озелененными пространствами между ними, с разделением путей движения пешеходов и транспорта, зон жилья, деловой активности и промышленности (планы «Вуазен» для Парижа, Бэнос-Айреса, Алжир, Антверпена и других).
В течении 12 лет, начиная с 1930 года, занимался планировкой Алжира, внимание этой работе уделялось ведущими газетами мира.

Ряд теоретических положений Ле Корбузье были во многом реализованы при сооружении дома Центросоюза в Москве, постройка которого осуществлялась при участии архитектора Н. Колли.
Эти теории легли в основу «Афинской хартии», принятой IV Международным конгрессом современной архитектуры (1933), и изложены в его книгах «Лучезарный город» (1935), «Три человеческих установления» (1945) . В последней зодчик не только перечислил недостатки существующих городов, но и сформулировал новые принципы градостроительства. Во время оккупации Франции работал над книгами: «На перепутье», «Судьба Парижа», «Дом для человека».

По окончании войны получил заказ на реконструкцию городов Сен-Дис, Ла-Рошелб и Немур. Это период разработки крупных проектов, имеющих выжнейшее социально-художественное значение, большая часть которого, однако, не была реализована.

В 1945 году с Ле Корбюзье было заключено соглашение о строительстве так называемой «Жилой единицы» в Марселе . несмотря на настоящую травлю архитектора, проект был осуществлен и стал эпохальным явлением. Впоследствии были возведены жилые единицы в Нант-Резе, Западном Берлине, в Фермине. Открытие «Единицы» состоялось в 1953 году в присутствии членов правительства.
Наиболее интересно в этом здании размещение центра в середине по высоте. На этаже торгового центра помещаются разнообразные магазины, прачечные, химчистка, парикмахерская, почта, киоски, гостиница. На 17 этаже – детский сад. Пандус ведет отсюда на террасу с комнатой отдыха, бассейном и игровыми площадками. В оформлении здания использованы натуральные свойства бетона. Например, оставлен рисунок деревянной фактуры опалубки.

Здание оказало огромное влияние на развитие следующего поколения архитекторов. В этом здании и в других постройках пользовался железобетонно как средством для выражения своих идей в архитектуре, развивая принципы Огюста Перре и Гарнье.

«Ле Корбузье умел, как никто до него, превращать желебетонный каркас в средство архитектурной выразительности» (Зигфрид Гидион).

Одновременно с работой над марсельским проектом Ле Корбузье создавал рисунки ковров, производимых в городе Обюссоне. Ковры по рисункам Ле Корбузье были созданы для Чандигарха и для театра в Токио (Сакакура).

В 40-х Ле Корбузье создал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, — модулор, которую предложил в качестве исходных размеров для строительства и художественного конструирования.

Постройки Ле Корбузье 50-х – начала 60-х присущи мощная и тонко нюансированная пластика, остро выявленная архитектоники форм, световые и пространственные эффекты, сочетание различных материалов, нарядная полихромия. В этот период созданы Чандигарх, разработан генеральный план Боготы.

Последние годы уделял все большее внимание организации внутреннего пространства, соотношению функции схемы здания и его архитектурных структур.

В течении 27 лет играл ведущую роль в Международном конгрессе архитекторов (CIAM).
Оказал влияние на современную архитектуру не только идеями, но и педагогической деятельностью. Через его мастерскую прошло 150 человек. Среди них Маекава, Коли, Фрай, Сакакура, Кандилис.

Постройки

Допарижский период

Название Место Время Подробности
Вилла Фалле Ла Шо-де-Фон, Швейцария 1905
Вилла Жаннере-Перре Ла Шо-де-Фон, Швейцария 1912
Вилла Швоб (Вилла Турку) Ла Шо-де-Фон, Швейцария 1916

1917—1939 года

Название Место Время Подробности
Дом-ателье Амеде Озанфана Париж, Франция 1922 первая постройка в стиле «пуризм»,   описание проекта
Вилла Ла Роша\Жаннере Париж, Франция 1923—1924 описание проекта
Поселок ФРУЖЕ Пессак, Бордо 1924—1925
Павильон «ЭСПРИ НУВО» для Всемирной выставки в Париже Париж 1924
Дом-убежище Армии Спасения в Париже Париж 1926
Дом Кук в Болонь-сюр-Сен Париж 1926
Вилла Штейн/де Монзи Вокрессон, Париж 1926—1927
Дома в поселке Вейссенгоф Штутгарт, Германия 1927
Здание Центросоюза в Москве Москва 1928—1933 Строилось  архитектором Николаем Колли
Вилла Савой в Пуасси Предместье Парижа, Франция 1929—1931
Швейцарский павильон Интернациональный студенческий городок в Париже Париж 1930—1932
Многоквартирный дом Кларте Женева, Швейцария 1930
Дом в Порт-Молитор (с апартаментами Л. К.) Париж 1931—1933
Министерство здравоохранения и образования (Дворец Гуштаву Капанемы) Бразилия 1935—1936 руководство проектом

1940—1965 года

Название Место Время Подробности
Мануфактура Дюваль в Сен-Дье Сен-Дье, Франция 1946—1951
Марсельская жилая единица Марсель, Франция 1947—1952
Дом Куручета в Ла-Плате провинция Буэнос-Айрес, Аргентина 1949
Капелла в Роншане Роншан, Франция 1950—1955
Дома Жауль в Нёйи-сюр-Сен Париж, Франция 1955—1957
Бразильский павильон Интернациональный студенческий городок, Париж 1957—1959
Национальный музей западного искусства Токио, Япония 1957—1959
Павильон Хейди Вебер (Центр Ле Корбюзье) Цюрих, Швейцария 1963—1967
Карпентер-Центр Визуальных Искусств Гарвардский ун-т, Бостон, США 1962

Работа в Чандигархе и Ахмадабаде (Индия) 1951—1957 года

Название Место Время Подробности
Музей и галерея искусств Чандигарх, Индия 1951
Здание Секретариата Чандигарх, Индия 1951—1958
Дворец Юстиции Чандигарх, Индия 1951—1955
Здание Ассамблеи (Парламента) Чандигарх, Индия 1951—1962
Дом Сарабхаи Ахмадабад, Индия 1951—1956
Дом Сходан Ахмадабад, Индия 1951—1956
Здание Текстильной ассоциации Ахмадабад, Индия 1951—1957
Музей Ахмадабад, Индия 1951—1957