Венская опера
Архитектура театра
Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.
В Вене в 1868 году архитектор Ван-дер-Нилль и Сикардзбург построили театр Придворной оперы. На проекте этого театр сильно отразилось влияние Большой парижской оперы Гарнье. Здание новой Венской оперы — одно из крупнейших в Европе. Вместимость зрительного зала — 3 000 человек, то есть такая же, как и в театре Ла Скала. Все основные помещения Венской оперы размещены в том же порядке и в той же взаимосвязи, что и в Большой парижской опере. Главный вестибюль расположен поперек основной оси с также организованными входами спереди и с боков. За ним, ка и у Гарнье, после ряда внутренних ступеней, размещен атриум с главной лестницей. Трехмаршевая центральная лестница поставлена совершенной так, как в театре в Бордо. По сторонам атриума — две боковые лестниц, решенные несравненно проще, нежели в Париже. Вместо полукруглых лестниц в углах в Венской опере поставлены прямолинейные лестницы. Зал окружен кольцевыми кулуарами, более узкими и более вытянутыми, чем у Гарнье. Зрительный зал очень удачный в акустическом отношении, имеет подковообразную форму, близкую к форме зала в театре Ла Скала. Зал с ярусами лож решен по итальянскому образцу и в архитектурном отношении, в части обработки лож, просцениума и перекрытия, не представляет интереса, хотя и неплохо прорисован в деталях.
Общая площадь застройки театра 8 560 кв. м, что составляет 78 % площади застройки Большой парижской оперы. Размеры зрительного зала: ширина между лож — 19,1м. длина до лож—26 м, Максимальное удаление зрителя от последнего ряда галереи — 31,5 м. Боковые выходы по поперечной оси, поставленные на тех же местах и имеющие то же назначение, что и в Большой парижской опере, по архитектуре очень скромны, глубоки и несколько спутаны в плане. Наличие пристроек сбоку сцены неудачно членит здание по боковому фасаду и потому с бокового фасада Венская опера ни в какой мере не представляет той цельности к монументальности архитектурного решения, какие сумел придать своему театру Шарль Гарнье. Сцена очень значительных размеров: ширина — 29,5 м, глубина — 25 м с сильно развитой в глубину арьерсценой (24 м); ширина портала— 14,5 м Для освещения весьма развитых сценических помещений сделаны два световых двора, которых Гарнье очень удачно сумел избегнуть.
Венсгая опера для своего времени обладала наиболее совершенным оборудованием отопления и вентиляции, при помощи которого производится отопление помещений театра зимой и охлаждение летом.
Таким образом, хотя Венская опера в плановом и отчасти в объемном решении представляет подражание Большой опере в Париже, но в наиболее ответственных частях парадной и боковых лестницах, зрительном зале, главном фойе боковых подъездах, она сильно уступает Болшой опере в Париже как по широте композиционного размаха, общей архитектурной значительности, так особенно по богатству отделки. В частности авторы Венской оперы в решении главной лестницы (с надстроенным над атриумом этажом и с запутанным внутренним объемом этого атриума), хотя и пытались использовать опыт лучших французских театров, но ни в какой мере не сумели достичь блестящих результатов театра в Бордо и Большой Парижской оперы.
Главный фасад Венской оперы исключительно неудачен по своему скучному силуэту и общем сухой и невыразительной архитектуре. По своей внешней архитектуре этот крупнейший театр Европы напоминает заурядным провинциальный отель.
- http://www.unav.edu/