Опера Гарнье в Париже
Архитектура парижской оперы
Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.
Большая Парижская опера, построенная Шарлем Гарнье в 1861-75 годах, является апогеем развития французской театральной архитектуры. По своим качествам этот театр по праву может считаться лучшим и завершающим во Франции весь столетний путь поисков наиболее совершенного архитектурного решения ярусного театра. В устройстве зрительного зала и сцены Шарль Гарнье использовал все то, что было достигнуто до него. Ни в одном театре Европы удобства публики не были учтены в такой степени, как в Большой Парижской опере. Подъезд, входы, выходы и разделение публики по местам в этом театре были разрешены самым лучшим образом.
В Большой опере каждый посетитель, независимо от занимаемого им места, может попасть во все помещения театра, до самых парадных включительно. Для достижения такой исключительно удобной связи основных групп помещений служат лестницы — главная, боковая и вспомогательные, — решенные Гарнье с такой широтой и композиционным мастерством, каких не было ни в одном театре мира.
По главной оси театра через передний наружный портик, а также с двух боковых входов посетитель попадает в первый вестибюль. Благодаря поперечному расположению и протяженной форме, этот вестибюль представляет широко развернутый фронт главных входов и удобно связан как с боковыми входами, так и с проходами к центральной и боковым лестницам. Следуя по главной оси, посетитель попадает в атриум главной лестницы. Этот атриум, как и знаменитую главную лестницу по идее архитектурного решения, Гарнье заимствовал у Луи из его Большого театра в Бордо. По двум боковым маршам парадной лестницы посетитель попадает в главный вестибюль, размещенный под зрительным залом.
К этому же сборному вестибюлю ведут парадные входы, расположенные в концах поперечной оси здания, причем с левой стороны для подъезда к самому входу устроен парадно решенный пандус. Из сборного вестибюля или не заходя в него, по среднему маршу парадной лестницы, зритель поднимается на уровень партера и бенуара. Две боковые ветви главной лестницы выводят уровень бельэтажа и главного фойе; дальше главная лестница не поднимается. Атриум Большой оперы — сквозной со всех сторон. Боковые лестницы, расположенные по обе стороны главной, решены очень удобно и с парадностью гораздо большей, нежели главные лестницы самых крупных театров Европы. По ним также можно попасть и на уровень партера, и главного фойе, и на вышележащие ярусы.
Архитектура атриума и главной лестницы является наиболее богатой во всем театре. Эта лестница, по словам самого Гарнье, как бы начинает феерию оперы. Композиционно более удачны два первых марша, ведущие в круглый вестибюль и на уровень партера. Колоннада, окружающая атриум, характерна для всей пышной, несколько кричащей архитектуры театра, чрезмерно утрированна в деталях обработка купола над парадной лестницей. Главное фойе, очень нарядное, светлое, с выходами в лоджии переднего фасада прекрасно решено в плане и очень удобно связано со всеми частями здания.
Помимо главного фойе, для более высоких ярусов имеются свои отдельные фойе. Для самых верхних мест устроены галереи. Круглый вестибюль, или как он иначе называется, фойе-ротонда, настолько обширен по площади, что в нем могут поместиться все зрители театра. С боковых лестниц, через колоннаду атриума перед зрителем, поднимающимся и ярусы, все время развертывается великолепная обширная пространственная перспектива. Такой же сказочный вид открывается и с галерей верхних ярусов, расположенных с боков атриума. Зал окружен широкими кулуарами, связанными со всеми главными проходами. В концах кулуаров имеются лестницы, соединяющие все ярусы и позволяющие каждому с удобством пройти в любое место. По этим лестницам обычно посетители проходят в ложи.
Гардеробы в Большой онере были устроены очень своеобразно, не так, как делается в современных театрах. Публика лож раздевалась в главном вестибюле, оставляя платье на попечение собственной прислуги, или раздевалась в аванложах. Посетители же партера, амфитеатра и верхних ярусов довольно плохо обслуживались в этом отношении.
Зрительный зал Большой оперы имеет эллиптическую форму, среднюю между французской кривой и удлиненным эллипсом итальянских зал. По плану этот зал очень близок к залу Старой Парижской оперы на ул. Лепелетье, построенной Франсуа Дебре, учеником Персье. Архитектура зала и устройство перекрытия над ним также очень схожи с названным залом Старой оперы, который по идее в свою очередь был заимствован у Виктора Луи. Вместо четырех колонн Луи, поддерживающих купол зала театра в Бордо, у Гарнье, как и в старой опере, взято 4 пары колони, образующие в плане усеченные углы квадрата, которые также проходят через всю высоту зала, не перерезаюсь балконами; благодаря чему достигается структурная выразительность архитектуры зала. Этому способствует и решение портала, так же как и в Старой опере, имеющее прообразом портал театра в Бордо.
Перекрытие зала, основанное на четырех парах колонн, сделано совершенно по тому же принципу, что и перекрытие Старой оперы и знаменитое перекрытие Луи. Архитектура театра Большой Парижской оперы с сильно подчеркнутыми барочными деталями, гораздо богаче архитектуры театра в Бордо, но последняя несравненно тоньше и благороднее.
Сцена Большой 11арижской оперы являлась самой большой театральной сценой в Европе на начало 20-ого века. Обслуживающие и артистические помещения размещены просторно и с большим удобством. Глубокая арьерсцена, которая служит и балетным залом, создает для сцены еще большие перспективные глубинные возможности: расстояние от занавеса до задней стены арьерсцены 50 м.
Общая площадь, которую занимает театр. 11 000 кв.м. Размер зрительного зала: ширина перед ложами—20,50 м. глубина до занавеса — 28,35 м. ширина портала — 16,60 м Каждая ложа трех первых ярусов имеет аванложу или салон, стены которого обиты шелком, как и сама ложа
Ширина сцены, включая и помещения для декораций, 52 м. без них — 32 м; глубина до поперечника коридора 27 м.
Внешняя архитектура Большой оперы полностью выражает общий тон и характер этого сооружения, задуманного как памятник Франции эпохи Второй Империи, который многие во Франции и сейчас считают равным Версалю.
Театр Гарнье оказал огромное влияние на все последующее строительство театров в Европе. Более полувека все европейские столицы стремились подражать этому театру, который по широте общего композиционного замысла и роскоши архитектуры долгое время признавался недосягаемым идеалом.
- Я. Станькова, И.Пехар "Тысячелетнее развитие архитектуры", Москва, Стройиздат, 1984 г.