Байройтский фестивальный театр Вагнера (Фестшпильхауз) / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Байройтский фестивальный театр Вагнера (Фестшпильхауз)

Название:
Местонахождение: Байройт, Бавария (Германия)
Создание: 1872 - 1876 гг.
Архитектор(ы): Готтфрид Земпер, строил Отто Брюквальд
Основатель/Заказчик: Рихард Вагнер, Людвиг II

Официальный сайт: www.bayreuther-festspiele.de

Архитектура театра

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

В 1872 году в Байрейте был начат строится театр, предназначенный специально для постановок Вагнера.

Проект театра принадлежит Готфриду Земперу, строительство театра было осуществленное архитектором Отто Брюквальдом. Вначале этот театр предполагался как временный, что и отразилось на его чрезвычайно бедной внешней архитектуре.

Проект байрейтского театра заключает в себе основные илеи Земпера в отношении устройства зрительного зала и просцениума. Но под влиянием Вагнера, для которого театр строился и который преследовал здесь свои специфические музыкальные цели, намерения Земпера были урезаны и частично искажены.

Зрительный зал в этом театре имеет в плане форму сектора — задуманного еще в свое время Шинкелем, представляет вырезку сплошного амфитеатра, но весьма пологого (уклон 1 : 3,8), с кривизной ступеней очень большого радиуса. В результате этого, а также из-за узости воронки мест полной видимости зрителями друг друга, как в античном театре, здесь не достигается. Сильно суженный портальный проем препятствует совершенно одинаковой как из античного амфитеатра видимости сцены для всех зрителей; с крайних мест сектора не вндна почти половина всей огромной сцены. Таким образом, хотя в организации этого театра и сделан смелый шаг возврата к античному театру, но плавные качества античных театров здесь не достигнуты.

В организации просцениума Земпер осуществил идею двойного портала, который в настоящем случае использован и для цели, поставленной Вагнером, а именно для создания пространства между «реальным и идеальным» миром зрительного зала и сцены. Но огромная сцена здесь ни в какой мере не играет той второстепенной подсобной роли, которую Земпер отводил в своих предварительных реформаторских замыслах задней сцене, когда он намечал, что основное действие должно развиваться на вынесенном вперед просцениуме. Оркестр, помещенный ниже уровня сцены, по идее Вагнера был еще более углублен и сильно прикрыт полом авансцены для того, чтобы стать невидимым для зрителя. В задней части амфитеатра расположен ряд лож. Для образования в прямоугольном габарите стен секторального зала Брюквальд делает боковые стенки, перпендикулярные к продольным стенам зала, архитектурно как бы продолжающие арки двойного портала. Но эти свободно стоящие, не доведенные до верху стенки привели к неорганичному решению перекрытия секторального зала прямоугольным плоским потолком Зал вмещает 1645 зрителей. Места организованы по системе, которая заключается в полном разделении каждых трех-четырех рядов мест, обеспечиваемых с двух противоположных сторон самостоятельными выходами. Архитектура зала очень суха, в особенности решение и обработка плафона. Размеры зала: длина до лож — 29 м, с ложами — 31 м; ширина зала у оркестра — 15,5 м, у задних лож — 35 м .

Несмотря на указанные серьезные архитектурные недостатки, театр в Байрейте имеет значение, как этап в истории развития архитектуры европейского театра.

    Источники:

  • http://www.unav.edu/
  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.