Кносский дворец (лабирит Минотавра) / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Кносский дворец (лабирит Минотавра)

Название:
Местонахождение: о. Крит, Кносс/Ираклион (Греция)
Создание: II тыс. до н.э.
Архитектор(ы): Дедал (по легенде)

История и архитектура дворца

Один из греческих мифов повествует о том, что критский царь Минос обложил афинян страшной данью. Каждые девять лет афиняни должны были посылать на Крит семь юношей и семь девушек; их пожирал чудовищный, получеловек-полубык, Минотавр. «Минотавр обитал в лабиринте, обширном, очень сложном по устройству здании из которого впервые попавшему в него человеку крайне трудно бы найти выход. Туда к |нему и приводили обреченную на гибель афинскую молодежь. Дважды афиняне послали кровавую дань Миносу. В третий раз в числе жертв отправился на Крит отважный герой Тезей. Там юного героя полюбила дочь Миноса Ариадна, которая дала ему клубок ниток, закрепив один конец их у входа, Тезей вошел в лабиринт, не боясь заблудиться там и не найти выхода. В лабиринте Тезей вступил в единоборство с Минотавром и убил его, освободив тактим образом родной город от страшного чудовища.

Долгое время миф о Тезее и Минотавре и все, что в нем упоминалось, в том числе и лабиринт, считалось сплошным вымыслом. Но раскопки, производившиеся на Крите и обнаружившие там весьма высокую и богатую так называемую эгейскую культуру, расцветавшую в III-II тысячелетиях до н. э., показали, что легендарный дворец-лабиринт действительно существовал.

Судя по этим раскопкам, главным центром Крита в II тысячелетии до н.э. был Кносс, где обнаружены развалины обширного дворца.

Дворец представляет собой сложную постройку. Планировка отдельных частей была сложная, запутанная, она отличалась отсутсвием симметрии. В центре постройки находился большой прямоугольный двор 52,5 м в длину. По сторонам двора располагались различные помещения. Посредине одной из узких сторон двора начинался большой коридор, он вел к северному входу о дворец. На западе дворца помещался зал, в котором стоял трон, а за ним шел длинный коридор, вдоль которого тянулись восемнадцать кладовых. К востоку двора начинался длинный коридор, который проходил мимо большого помещения, получившего наименование зала «Двойного топора».

Помимо главного двора, во дворце были еще меньшие по размеру, второстепенные дворы. Между ними располагался целый ряд парных зал, комфортабельных жилых комнат и различных подсобных помещений (бани, мастерские, склады различных запасов, кухни). В северо-восточной части дворца помещалась прямоугольная сценическая площадка, обрамленная с двух сторон лестницами, служившими местами для зрителей. Входов во дворец (пропилей) было несколько, перекрытия их поддерживались колоннами. Обрамлялись колоннами также и лестницы, которые вели в верхние этажи. Эти лестницы обычно располагались по сторонам небольших открытых двориков — «световых колодцев», посредством которых получали oсвещение помещения первого этажа.

Стены нижнего этажа были выложены из тесаного камня. Для верхних этажей применялись дерево и сырец. Материалом для столбов и колонн служил камень (особенно для цоколей), но главным образом — дерево. Критские колонны очень своеобразны по форме. Колонна обычно стояла на очень низкой базе, гладкий массивный ствол постепенно расширялся кверху, его увенчивала капитель, состоявшая сложной по профилю подушки, на которой лежала массивная квадратная плита.

В парадных аппартаментах стены украшались богатыми росписями, представлявшими различные сцены из жизни эгейцев. В других помещениях стены окрашены в темнокрасный или серый цвет. Наряду с росписью применялись также для украшения стен раскрашенные рельефы из стука.

Судя по устройству Кносского дворца, можно предполагать, что сооружавшие его зодчие главное внимание сосредоточивали не на наружном оформлении здания, а на распланировке помещений, которые, как мы уже упоминали, располагались около внутренних двориков. Эта распланировка отличалась отсутствием симметрии, распределение комнат кажется сложным и запутанным, производя впечатление лабиринта (в современном смысле этого слова).

Простоявший несколько веков (подвергаясь перестройкам), Кносскийский дворец погиб во второй половине II тысячелетия. Грандиозные развалины этого дворца с его многочисленными помещениями производили сильное впечатление на новых пришельцев-эллинов, и нужно думать, что этими руинами навеян миф о критском лабиринте и жившем в нем чудовище Минотавре.

Достойно внимания, что наименование «лабиринт» связано со словом «лабрис», означавшим «двойной топор», который был у эгейцев священной эмблемой, а имя фантастического человека-быка Минотавра из двух слов: Минос — наименование правителя Крита и таурос — по-древнегречески бык, животное, игравшее большую роль в культе эгейцев.

Помимо Кносского дворца, во II тысячелетии на Крите было сооружено еще несколько других дворцов, аналогичных ему по типу, но сильно уступающих в размерах. Известны также и эгейские города этого времени, например город на месте современного поселения Гурния, беспорядочная распланировка которой лишена какой-либо определенной системы.

Помимо Крита и Трои, во II тысячелетии крупным очагом эгейской культуры была северо-восточная часть Пелепоннеса; здесь особо следует отметить два центра — Тиринф и Микены.

    Источники:

  • Альбом "Эгейское искусство" Г.Соколов Серия "Искусство стран и народов мира" Издательство Изобразительное искусство, Москва 1972
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
  • Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура древнего мира / 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: “Архитектура-С”, 2008. – 512 с.; илл.