Театр Елисейских полей в Париже
Архитектура театра
Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.
Этот театр, построенный в 1913 г. братьями Перре. Значение театра Елисейских полей для нашего времени заключается главным образом в совершенной форме использования нового материала — железобетона в органической архитектуре, какую мы здесь имеем, а также отчасти и в некоторых своеобразных приемах улучшения акустических качеств театрального зала. Театральный зал рассчитан на оперно-балетные постановки. Кроме того в передней части, на уровне второго яруса лож, размещен зал «театра Комедий», а над фойе этого зала — небольшой театр «Студио». Основной зрительный зал имеет форму круга, урезанного порталом и, помимо партера, заключает два яруса лож и один балкон. Зал по всем ярусам окружен кольцевыми кулуарами, образующими круг, вписанный в прямоугольный габарит здания. В углах здания размещены четыре трехмаршевые лестницы, удобно связывающие все ярусы главного зала. Из переднего просторного вестибюля две парадные лестницы выводят на уровень первого яруса. Для обслуживания зала «Комедии» и зала «Студио» имеются свои лестницы и самостоятельные наружные входы. Проходы во все три зала умело диференцированы. Конструктивная схема глубокого просцениума и перекрытия зала такая же, как и в Большой парижской опере: перекрытие основано на четырех парах колонн, образующих в плане квадрат с усеченными углами. Разница лишь в том, что опорные колонны Большой оперы поставлены по передней линии яруса лож, которые эти колонны не перерезают, а у Перре колонны поставлены за ложами, что невыгодно для архитектурного восприятия колонн, лишь частично и неожиданно открывающихся. Сцена в форме обычной коробки снабжена новейшей механизацией. Артистические уборные вынесены в отдельное крыло. Над главным залом помещается большой репетиционный зал. Внутренняя архитектура зрительного зала очень проста; главным украшением его являются амфитеатр и места криволинейного очертания ярусов. Наружная архитектура также очень проста, но несколько жестка, с налетом модернизма.
- Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.