Гермополис Магна / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Гермополис Магна

Название: Hermopolis Magna (la)
Другие названия: Гермополь Великий, Эль-Ашмунейн
Местонахождение: ~40 км к югу от Миньи, около Эль-Ашмунайна (Египет)

О городе

Источник: http://www.egyptology.ru

Столица XV верхнеегипетского нома, расположенная на западном берегу Нила неподалеку от Маллави. Здесь поклонялись знаменитой огдоаде (восьмерке) богов, отсюда и название города.

Многочисленные культурные слои и руины храмов были обнаружены здесь в 1929–1939 гг. немецкой экспедицией (G. Roeder. Hermopolis 1929–1939. Hildesheim, 1959). Благодаря многочисленным упоминаниям города в текстах и результатам археологических раскопок, мы можем проследить историю этого важного религиозного центра Древнего Египта от доисторических времен до арабской эпохи.

Согласно древней религиозной традиции, здесь из вод изначального океана возник один из первых холмов. Уже в текстах V династии упоминается, что покровителем Шмуну был Тот. Помимо огдоады гермопольских богов с Тотом во главе, здесь почитали его спутницу Нехемтауи, Хнума и бога Шепси. Поклонялись также покровительнице нома Унут. Согласно гермопольской традиции, Амон Фиванский также относился к местной группе богов. Космогония жрецов Гермополя с древнейших времен соперничала с гелиопольской космогонией и ее божественной эннеадой (девяткой).

Под стенами храма эпохи Среднего царства были найдены остатки сооружений Древнего царства. Уже в те времена началась разработка алебастровых карьеров Хатнуба (см. Эль-Амарна) и сооружение гробниц номархов в некрополе около Шейх Саида. Тексты Среднего царства говорят о том, что Хеопс и Микерин проявляли особую заботу о храме Тота в Гермополе. Некрополь Шейх Саида продолжали использовать номархи Первого переходного периода; в эпоху Среднего царства он уступил свою роль некрополю Эль-Берше.

Аменемхет II обновил храм Тота, построенный в начале Среднего царства, и воздвиг перед ним монументальный портал.

Сведений о деятельности XVIII династии здесь немного и они не очень определенны. В Спеос Ардемидос (см. Бени-Хасан) упоминается о сооружениях Хатшепсут рядом с храмом Тота.

Известно, что Аменхотеп III поставил у храма четыре колоссальные статуи кинокефалов. В поздних сооружениях найдены блоки с картушами Эхнатона, но они, возможно, привезены сюда из Амарны, которая находилась неподалеку и, как известно, использовалась как источник строительных материалов. Нетронутыми остались только два памятника XIX династии. Неподалеку от храма эпохи Среднего царства Сети II воздвиг новый храм Тота. Перед его порталом найдены две большие известняковые статуи Рамсеса II. При Рамсесе II был начат, а при Мернептахе закончен храм, посвященный Амону. Перед ним была найдена колоссальная статуя Рамсеса II из розового гранита. Рамсес III перестроил ограду священного комплекса храма Тота: об этом упоминается в знаменитом папирусе Харрис I.

Цари Поздней эпохи не оставляли вниманием город и его храмы. Пи(Анхи) взял город штурмом, но позднее он возобновил богослужения в храме Тота и восьми других богов.

Монтуэмхат, правитель Фив времен царствования Тахарки, был также тесно связан с Гермополем. От саисской эпохи сохранились имена верховных жрецов Тота, начертанные в их гробницах, и его колоссальная гранитная статуя, воздвигнутая Нектанебом I перед вратами храма. Поблизости были найдены также обломки его статуй из известняка и сфинксы с человеческими руками. Судя по надписям на одной из гермопольских стел, Нектанеб I обновил городские храмы, а Нектанеб II воздвиг в главном храме два обелиска.

Особая роль в истории Гермополя принадлежит семье жреца Петосириса, члены которой занимали в городе высшие должности с начала IV в. до н. э. Петосирис обновил храм Тота и его ограду и построил для своей семьи роскошную гробницу в соседнем некрополе (см. Туна эль-Гебель).

Немецкие раскопки выявили также часть города Нового царства и Поздней эпохи. Были найдены свидетельства материальной культуры этих времен: зернохранилища, пекарни, мебель, керамика, украшения из фаянса, бронзы и стекла.

Во времена Птолемеев и римлян город процветал. Многочисленные папирусные свитки говорят о том, что Гермополь был таким же центром эллинистической культуры, как Александрия и Антиноя.
При Александре Великом и Филиппе Арридее был построен новый храм Тота. Птолемей I и его преемники завершили его строительство. Их имена найдены на разрушенных блоках этого храма. Колонны его портика просуществовали до начала XIX в. и были описаны многими путешественниками, восхищавшимися ими как одним из самых интересных египетских сооружений (Denon, Voyage, pl. 33).

В папирусах говорится о многочисленных храмах греческих богов, но найдены только следы храмов Сераписа, Афродиты, может быть, Афины и надписи, происходящие из храма Аполлона.

В конце 40-х годов раскопки здесь вел Александрийский университет. Был найден фундамент раннехристианской базилики, прежде считавшийся колоннадой агоры, остатки храма второй половины III в. до н. э., посвященного, вероятно, Птолемею III Эвергету и его жене Беренике.

Главным гражданским сооружением эллинистической эпохи без сомнения была агора, расположенная в южной части священного комплекса. Судя по описаниям древних путешественников и упоминаниям, встречающимся в папирусах, она была квадратной в плане и окружена колоннадой. По соседству находился булевтерион.
Позднее агора была расширена. Эллинистический город делился на четыре главных квартала: два — к югу от священного комплекса, два — к северу. Несмотря на трудности, которые ставит перед археологами стратиграфия греко-римского Гермополя, археологические материалы (например, керамика) позволяют вычленить в римском городе древние эллинистические элементы. Проблема осложняется тем, что при строительстве домов римской эпохи использовались детали более ранних сооружений. Развивая город, римляне, по-видимому, изменили уличную сеть: Домициан проложил новые проспекты, стены города укрепили; в источниках упоминаются двое врат, названных, подобно александрийским, вратами Солнца и Луны. Адриан, посетивший Гермополь во время своего путешествия в Египет, заложил там великолепную улицу. На некоторых обломках, найденных поблизости от священного комплекса, сохранились картуши Августа, Тиберия, Клавдия и Траяна.

Здесь существовали также храм Августа, Цезарион, храмы Адриана и Антонинов, может быть, также Фаустины.
От римских гражданских сооружений остался фундамент мацеллума, располагавшегося на территории древнего священного комплекса. По свидетельствам письменных источников, здесь была и гимназия, рядом с которой Адриан основал большие термы.

В городских кварталах было еще несколько общественных и частных терм. Холм со священными храмами в римские времена был превращен в крепость. Возможно, укрепленной резиденцией эта территория стала уже со времен Птолемеев. Город имел подземные акведуки: вода из близлежащего канала подавалась через четыре водонапорных башни.

В христианскую эпоху город претерпел существенные изменения. Здесь было построено множество церквей из сырцового кирпича, но при этом систематически уничтожались древние святилища. На развалинах священного холма возникло коптское поселение. Между 410 и 440 гг. епископ Андрей построил на месте храма птолемеевской эпохи большую базилику с колоннадой, и ее монолитные гранитные колонны ныне представляют собой самый впечатляющий памятник древнего Гермополиса Магна. Это один из древнейших соборов христианского Египта. Он имел три апсиды, его длина составляла 55 м, ширина центрального нефа — 14,7 м , боковых — 5,6 м (A. J. B. Wace, A. H. S. Megaw, T. P. Skeat, Hermopolis Magna-Ashmunein, Alexandria University of Arts, publ. № 8, 1959).

Ашмунейн — если не считать колонн базилики — являет собой грустное и пустынное место, которое ждет новых раскопок. С 1980 г. Британский музей ведет здесь ежегодные работы, которые были начаты с составления точной общей археологической карты и уже привели к многочисленным публикациям (A. J. Spencer, Excavations at el-Ashmunein II. The Temple Area. London, 1989; D. M. Bailey, Excavations at el-Ashmunein IV. Hermopolis Magna: Buildings of the Roman Period. London, 1991).

    Источники:

  • Edmund Thomas "Monumentality and the Roman Empire. Architecture in the Antonine Age"
  • “Description de l’Egypte, ou, Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Egypte pendant l’expédition de l’armée française. Atlas géographique”. 1818