Доходный дом М.П. Толстого в Петербурге / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Доходный дом М.П. Толстого в Петербурге

Название: Доходный дом М.П. Толстого в Петербурге (ru)
Местонахождение: Санкт-Петербург (Россия)
Создание: 1910-1912 гг.
Стиль: Модерн, Арт-нуво
Архитектор(ы): Ф.И. Лидваль

Архитектура дома

Источник: В.В. Кириллов
Архитектура русского модерна.
«Опыт формологического анализа»
Издательство Московского университета, 1979 г.

Доходный дом Толстого — отличный пример развитой глубинной композиции со сквозными проезжими дворами.

Освоен довольно неудобный по конфигурации участок квартала, выходящий одной стороной на набережную, другой — на Троицкую улицу. Изломанное каре дома разделено поперечными корпусами на три соединенных арками двора со сквозным проездом, при этом центральный двор благодаря отступу одного из корпусов получил дополнительное расширение в виде курдонера. Дворовым фасадам уделено больше внимания, чем уличным, так как они стали парадным лицом дома. Внутриквартальное пространство превращено в благоустроенную озелененную территорию. Достаточно большие размеры дворов дали возможность лучше осветить выходящие сюда квартиры. Достоинством этого дома является его компактно решенная планировка, давшая максимальный архитектурный и экономический эффект. Предусмотрены различные типы квартир.

В большинстве его корпусов были большие квартиры в 6—8 комнат со всеми удобствами при двух лестницах. Однако в корпусе, расположенном в курдонере центрального двора, предусмотрены были и совсем маленькие, однокомнатные квартиры, соединенные коридором, при общих кухнях. Каждая такая квартира разделялась перегородкой на переднюю с альковом и собственно комнату.

Особое внимание уделено архитектурному облику дома. Пространственным центром его стал средний двор с курдонером, ориентированный поперек проезда. Сквозную пространственную ось всего комплекса намечают ворота проездов в корпусах, оформленных тройной ренессансной аркой, в чем нельзя не видеть влияние неоклассицизма. Этому соответствует и классическая декорация арок с пилястрами, завершенными фиалами. Мотив пилястров с арками повторен и в глубине арочных проездов. Графический характер декора подчеркивает значение стеновой плоскости с ее ясной, конструктивной основой. Строгость фасадов подчеркивается единообразием форм окон, упорядоченностью их ритма по вертикали и по горизонтали. Расположение балконов, дверей и декоративных элементов подчинено законам симметрии. В организации дворов появилось уравновешенное гармоничное ощущение пространства. Два нижних этажа дома на уровне арок воспринимаются как крупная цокольная часть его, определяемая масштабом проезжих арок, тогда как мерой жилых этажей являются окна. Однако стена дается нерасчлененной плоскостью, цельно, соразмерных масштабу воротных арок.

Оформление внутридворовых фасадов открытыми лоджиями, идущими по верхним этажам корпусов, еще более подчеркнуло их жилой характер. Вместе с тем лоджии облегчают массу стены. Примечательная особенность дома — его мансардные этажи с высокой крышей. Модерн проявляется в гротескно припухшей кровле, в очертаниях сжатых овальных окон, фланкирующих арку. Характерна и интенсификация фактур: использован облицовочный кирпич и различные виды тоновой штукатурки, а в облицовке ворот применен тесаный известняк. Обращает на себя внимание исключительно высокое качество выполнения работ, благоприятно отразившееся на архитектурном облике дома.

    Источники:

  • Кириков, Борис Михайлович Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома / Борис Кириков. - [Изд. 4-е, с измен.]. - Санкт-Петербург: Коло, 2012. - 576с.: ил.