Витебский вокзал в Санкт-Петербурге / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

Название:
Местонахождение: Санкт-Петербург (Россия)
Создание: 1902-1904 гг.
Стиль: Модерн, Арт-нуво
Архитектор(ы): С. Бржозовский

Архитектура здания

Кириллов В.В.
Архитектура русского модерна (опыт формологического анализа).
М., Изд-во Моск. ун-та, 1979, 214 с. 38 ил.

Формообразующая концепция модерна претворена в этом здании прежде всего в его новаторски разрешенном пространстве. Применение металлических конструкций дало возможность создать здесь систему многопролетных зальных помещений и огромный крытый дебаркадер с верхним и боковым светом. Комбинация плана в форме «покоя» предопределена функциональными требованиями, продуманной организацией движения людских потоков. Из высокого вестибюля главного подъезда пассажиры направляются по парадкой лестнице в основной второй этаж вокзала, где расположены залы ожидания и остекленная крытая галерея-дворик, ведущая непосредственно к перронам.

Примат пространства определил и естественный характер всей композиции — она асимметрична и свободна от каких-либо нормативов. Несмотря на обилие декора, выявлена объемно-конструктивная основа здания, его главные крупногабаритные помещения, чему соответствует и укрупненный масштаб окон, столь характерный для модерна. Так, главному вестибюлю с расположенным за ним залом отвечает гигантское арочное окно, поднимающееся на всю высоту ризалита. В среднем, пониженном блоке эффект укрупнения достигнут частым расположением сравнительно небольших окон, составленных в «ленту». Использован и прием зрительного объединения мелких окон общей филенкой в более крупную форму.

Многообъемная композиция здания представляет собой спаянную взаимопроникающую систему масс и пространства, типичную для неоромантизма. Он ощущается и в напряженном пластичесхом гротеске масс, с трудом сдерживающих в себе огромный напор внутренней энергии в сдавленных очертаниях оконных арок, высоко вздыбившемся куполе, в округленных углах здания. Особенно сильная концентрация напряжения приходится на объем вестибюля, где мучительное томление скованной энергии масс неожиданно разрешается пространственным прорывом через гигантское окно, но тут же, на другом конце, в часовой башне, после попытки вырваться вверх, безвольно оседает, сохраняя ощущение неразрешенного конфликта. Таким образом, вся система приобретает характер вечного круговорота и изменчивости, за которым не наступает состояние констатации.

Хотя декорация главного фасада содержит в себе классические ордерные элементы, на них уже лежит печать стилизации модерна. Триглифы, изогнувшись, подпирают карниз наподобие кронштейнов; наличники тесно посаженных окон, растекаясь по стене, слились воедино; текучая форма кронштейна на архитраве спаяла антаблемент со стеной. Вообще интерпретация ордерных элементов здесь очень близка к раннему австрийскому модерну и, в частности, произведениям О. Вагнера.

В повышенной декоративности фасадов здания вокзала, в живописной разработке его масс и силуэта, в тяжелых перегруженных завершениях со всей очевидностью обнаруживаются черты раннего модерна. Если наружный декоративный убор здания в определенной мере компилятивен, то интерьеры его выдержаны в чистоте нового стиля.

По романтическому ощущению масс и пространства к архитектуре Витебского вокзала близки здание Елисеевского магазина (архитектор Б. Барановский, 1903— 1906 гг.) я б. торговый дом Зингер (архитектор П. Сюзор, 1904—1906 гг.). Оба на Невском проспекте в Петрограде. В первом из них напряженность массы по отношению к охватываемому ею пространству настолько велика, что достигает почти физиологического ощущения.

    Источники:

  • Кириллов В.В. Архитектура русского модерна (опыт формологического анализа). М., Изд-во Моск. ун-та, 1979, 214 с. 38 ил.