Дом Каса Мила (Casa Mila — каменоломня)
Включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО»в 1984
Карикатуры на Каса Мила и ее создателя
Сальвадор Дали на крыше Каса Мила
История
На стыке XIX и XX веков барселонский район Эйшампле, раскинувшийся по обе стороны от бульвара Пассеч-де-Грасия, стал бурно застраиваться, и жилой центр из старого города постепенно переместился сюда.
Вдова Рузе Сегимон, наследовавшая огромное состояние, составленное ее первым мужем в Южной Америке, второй раз вышла замуж за Пере Мила, известного барселонского коммерсанта. Эта богатейшая семейная пара решила построить себе дом на Пассейч де Грасия и наняла для этого самого дорогого и известного архитектора Барселоны — Антонио Гауди. Супруги Мила планировали занять первый этаж, а остальные квартиры сдавать в аренду.
В результате строительства, длившегося с 1906 по 1912 годы, на проспекте появилось монументальное здание.
Монументальный доходный дом, быстро заслуживший у барселонцев прозвище «Педрера» из-за внешнего сходства с каменоломней. Споры с владельцами на финальном этапе не позволили Гауди довести до конца этот проект, взорвавший художественные каноны эпохи.
Этот проект стал причиной серьезных разногласий между Гауди и семьей Мила. Дом Мила стал последней работой архитектора в области гражданской архитектуры.
В 1896 году Дом Мила, один из символов Барселоны, был приобретен финансовым учреждением «Кайша Каталунья», открывшим здесь после реставрации зал для временных выставок и постоянной экспозиции «Эспай Гауди», находящейся в аттике.
В 1962 году дом Мила был включен в список художественного наследия горда Барселоны.
В 1969 году Испания присвоила ему категорию национального памятника, и, наконец, 1984 году здание было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря своему исключительному значению для мировой культуры.
Архитектура дома Мила
Здание занимает 1323 кв. м из 1620 кв. м общей площади. Его отличают волнообразно изогнутые наружные и внутренние стены, применение правил линейной геометрии и использование элементов природного характера. Строение в целом образовано двумя зданиями (с отдельными, но сообщающимися входами, объединенными общим фасадом), каждое — со своим внутренним двором, при этом хозяйская квартира занимала целый этаж обоих зданий и находиться в бельэтаже.
В отличие от дома Кальвет и дома Батльо, конструкция дома Мила основана на каменных опорах, полнотелом кирпиче и металлических стропилах, устраняющих необходимость в несущем фасада, что позволяет делать в нем большие проемы для доступа света и воздуха. Это коренное отличие от традиционных несущих стен на несколько лет опережает концепцию свободной внутренней планировки Ле Корбузье и актуально и сегодня, поскольку перенос любой внутренней стены нисколько не влияет на прочность строения.
С помощью системы опорных столбов Гауди смог приспособить каждый уровень девятиэтажного здания под различные нужды: в подвале разместил гараж (первый подземный гараж в городе), на нижнем этаже — торговые заведения, на антресольном — офисы, первый этаж занимали хозяева, четыре этажа над ним сдавались в аренду, а на чердаке стирали белье.
Мансардный этаж
Мансардный этаж был предназначен для прачечной и помещений для сушки белья. Сформирован с помощью 270 арок в форме перевернутой цепной линий разной высоты, которые поддерживают крышу-террасу.
Крыша-терраса
Над чердаком с параболическими арками горизонтальной кладки Гауди возвел крышу, поражающую необычным оформлением каминных и вентиляционных труб и завершающих лестничные клетки сооружений, похожих на настоящие скульптуры.
На этой необычной крыше-террасе, декорированной разнообразными художественными элементами, все исполняет определенную функцию. Архитектурные и скульптурные детали, расположенные по всей ее площади, скрывают лестничные клетки, вентиляционные башни и дымовые трубы. Некоторые из этих конструктивных элементов выложены керамическими осколками в любимой Гауди технике тренкадис, другие, менее заметные с улицы, оштукатурены и окрашены.
Каменное ограждение по периметру фасада повторяет его изгибы, таким образом Гауди нашел гармоничное решение между формой фасада и крышей здания.
Именно из-за удивительной формы фасада и оригинальной крыши-террасы дом Мила стал одним из самых выдающихся зданий XX века.
Конструктивная схема дома Мила
Помимо этого, выделяются оригинальностью решений железная конструкция, поддерживающая круглый внутренний двор, просторные подъезды, кованные балконные ограды, потолки с выразительной, передающей движение лепниной, искусная работа краснодеревщиков, отразившаяся в дверях, окнах и предметах мебели, дизайн дверных ручек и глазков, а также полы из шестиугольной метлахской плитки (изначально предназначались для Дома Батло), по образцу которой Мэрия Барселоны изготовила покрытие для тротуаров проспекта Грасия.