Храм бога Хнума в Эсну (Латополь)
Сохранилься только гипостильный зал
Загрузить чертежи:
Архитектура храма
Источник: http://www.egyptology.ru
Район Эсны был заселен очень рано, о чем свидетельствует додинастическое поселение Адайма, находившееся в 8 км к югу от нынешнего города и существовавшее на протяжении всего IV тысячелетия до н. э.: оно было покинуто лишь в начале исторической эпохи. Французский Институт Восточной археологии с 1989 г. занимается раскопками местной жилой зоны и кладбищ, которые находятся под угрозой из-за расширения площади посевов.
Самым значительным памятником этого центра был большой храм Хнума, от которого уцелел только гипостильный зал, представляющий собой одно из лучших архитектурных сооружений греко-римской эпохи в Египте. Второй, северный храм, также относившийся к эпохе Птолемеев, существовал еще во времена наполеоновской экспедиции, но в ХIХ в. был полностью разрушен. В ходе работ по расчистке большого храма Хнума, проводившихся египетской Службой древностей, был найден блок, декорированный в эпоху ХVIII династии, и плита с картушем Псамметиха I. До конца Нового царства упоминания об этом храме в текстах не встречаются (Pleyte, Rossi, Pap. Turin, 155–11). При Птолемее VI Филометоре и Клеопатре II он был полностью перестроен.
На внутреннем фасаде гипостильного зала сохранились культовые сцены, изображающие этих правителей с родителями — Птолемеем V Эпифаном и Клеопатрой I. Однако большинство стен этого храма относятся к римской эпохе. При Тиберии к фасаду был добавлен гипостильный зал с 24 колоннами. Его сооружение было завершено при Клавдии и Веспасиане, но украшение его стен, на которых изображены Тит, Домициан, Нерва, Адриан, Антонин Пий, Септимий Север и Каракалла, продолжалось до середины III в. (самая поздняя надпись датируется правлением Деция). Хорошо сохранившиеся росписи являются важным свидетельством того, что римские императоры, следуя традициям фараонов, принимали символическое участие в культовых церемониях.
Тексты храма Хнума считаются одними из самых сложных иероглифических текстов: помимо орфографических ошибок, в них появляются новые иероглифические знаки, происходящие из иератического письма. Во многих случаях встречается тайнопись. Потолок украшен астрономическими изображениями и храмовыми текстами, среди которых есть описание праздника «гончарного круга».
Сложные тексты этого позднего памятника были изданы благодаря многочисленным экспедициям, копировавшим и фотографировавшим эти надписи с 1951 г. Семь томов этих текстов были опубликованы Французским Институтом Восточной археологии в 1959–1982 гг. (см. S. Sauneron, Le Temple d’Esna, в особенности том V, в котором изучаются Les fetes religieuses d’Esna aux derniers siecles du paganisme (Религиозные праздники Эсны в последние века язычества)).
Египетская Служба древностей обнаружила в центре деревни Комир в 15 км к югу от Эсны руины храма греко-римской эпохи — одного из множества храмов, возводившихся в ту пору по всей стране. Для того, чтобы расчистить часть этого памятника, в 1976 и 1979 гг. с его территории пришлось убрать немало жилищ. Сохранилось два-три слоя кладки: здесь можно прочесть гимн Анукет и Нефтиде, высеченный в честь Антонина Пия.
D. Downes. The excavations at Esna 1905–1906. Warminster, 1974.
S. Sauneron. Esna, I–V. Cairo, 1959–67.
- "Description de l'Egypte, ou, Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Egypte pendant l'expédition de l'armée française. Atlas géographique". 1818 н.э.